rss

    Вопросы настоятелю / Литература

    Как Православная Церковь относится к труду Э.Ренана "Жизнь Иисуса. Апостолы"?

    Как Православная Церковь относится к труду Э.Ренана "Жизнь Иисуса. Апостолы"? Полезно ли это читать православным?
    Никанорова Елена Васильевна
    врач
    Псков
    27 августа 2010г.

    Уважаемая Елена, никакого запрета на чтение тех или иных книг подобного рода в Церкви нет, но есть апостольское слово: "Все мне
    позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает" (1Кор.10:23). Книга Э. Ренана - заметное историческое явление, повлиявшее на многих и многих людей. Если Вы изучаете историю богословских представлений и либеральной мысли XIX века, то мимо этой книги Вы не пройдете. Если же Вы ищете только духовной пользы, а не профессионального интереса, то помните, что образ Христа у Ренана лишен каких-либо вышеестественных элементов; это духовно совершенный человек, моральный идеал многих поколений, но не Сын Божий, о Котором мы читаем в Евангелии. Если Вы уверены, что эта книга не заронит в Вашу душу ненужного смущения или что Вы найдете в себе усердие честно разобраться во всех смущающих моментах, то запрета на чтение быть не может. Не может, впрочем, быть и совета всем православным обязательно читать эту книгу.

    Подробно разбором книги Э. Ренана занимался митрополит Антоний (Храповицкий). В 1916 г. архиепископ Антоний выступил с рядом публичных лекций о книге Э.Ренана "Жизнь Иисуса", и вскоре на их основе выпустил небольшую брошюру. Ренан к тому времени был уже далеко не новым событием на книжных полках и с его критикой выступало много русских писателей, начиная с Н.Н. Страхова. Так, например, кн. С.Н. Трубецкой решительно доказывал, что его философия "антирелигиозна и глубоко безнравственна". Частично эти отклики были известны и владыке Антонию, но он, как гласит название сочинения, хотел посмотреть на книгу с "новой точки зрения".

    Отметив, что имя Ренана входит в число самых авторитетных нигилистических авторов (на Дарвина, Ренана и Ницше "любят ссылаться молодые альфонсы в оправдание своего позорного ремесла" ), что она "бойко расходится", особенно в изданиях, где "Елисейский Дворец" Ренана заменен "Зимним" дворцом" , архиепископ Антоний констатирует, что ""Жизнь Иисуса" привлекает внимание и далеких от революционного фрондерства русских читателей, многие из которых даже не замечают, что автор отрицает божество Иисуса Христа и Его воскресение из мертвых".

    Более того, владыке Антонию не раз приходилось слышать "ходячую в дамских кругах фразу: "как бы то ни было, а меня научил любить Христа только Ренан, а не ваши попы!". А каждый второй студент готов признать, что Ренан "отрицает Божественное достоинство Иисуса Христа, но зато он представляет Его идеальным, совершенным человеком"".

    Архиепископ Антоний погружается в подробный разбор текста книги с намерением показать, что даже Л.Н.Толстой с его "Критикой догматического богословия" откровеннее и благороднее Ренана, ибо он "отрицает резче, чем Ренан, но его "изложение Евангелия" проникнуто определенным убеждением, − и его никто не читает, несмотря на популярность автора, потому что там не найти лести читателям, ни современному направлению жизни".

    И все же долю искренности в повествовании французского писателя архипастырь не мог не признать:

    "Вообще же, − пишет он, − Ренан гораздо искреннее, когда в одной из первых глав противопоставлял учение измышленного им до-крещенского периода жизни Иисуса, Его дальнейшему, действительному учению, записанному в Евангелиях: он признает, что последнее слишком высоко для людей, которым вполне довольно того аркадского благодушия, которое он навязывает Иисусу в тот вымышленный период Его жизни и проповеди".

    Нельзя не признать, что нравственное воздействие книги Ренана было широким и сильным. Вот что пишет, например, в своих воспоминаниях один из последних студентов дореволюционной Академии Сергей Волков: "Профессор П.С. Казанский в своей переписке с архиепископом костромским Платоном замечал: "Говорят, некоторые из неверия пришли к христианству, прочитав книгу Ренана, говоря: если Иисус Христос был действительно такой человек, каким изображает его Ренан, то Он был Бог" (Беляев А.Л. Профессор МДА П.С.Казанский и его переписка с архиепископом костромским Платоном, вып. 1. Сергиев Посад, 1910, с. 303). Любопытно, что эта мысль пришла мне в голову еще в гимназии, когда я впервые прочел "Жизнь Иисуса", ничего не зная о письмах Казанского. Позднее мне приходилось слышать, что книга Ренана − своеобразное "евангелие от Фомы", который сомневается, но крепко любит и еще не удостоился вложить персты свои в язвы и раны Спасителя. Когда в 1943 г. в обстановке тяжкого и скудного жития своего в бывшем Гефсиманском скиту я снова перечитал эту книгу, мои чувства вылились в следующее стихотворение:

    Когда-то в древности далекой
    Пылая жертвенным огнем,
    Учил Христос. Тот миг высокий
    Давно исчез. И вот о нем

    Благовествует ясно, просто
    Для современного ума
    Ренан — тринадцатый апостол,
    Неверный, любящий Фома.

    Странная судьба этой книга! До 1917 г. у нас ее преследовала церковная и правительственная цензура. Ни в гимназических, ни, тем более, в семинарских библиотеках получить ее было нельзя. Нет ее и теперь в наших библиотеках: тогда боялись, что она поколеблет веру, теперь же опасаются, что она может насаждать веру и возбуждать интерес к религии!".

    Ознакомившись с этой информацией, сами примите решение, читать или не читать эту книгу.
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru