rss

    Вопросы настоятелю / Общество и политика

    Как Православная Церковь относится к введению моратория на смертную казнь и к смертной казни как таковой?

    Как Православная Церковь относится к введению моратория на смертную казнь и к смертной казни как таковой? Многие верующие люди, с которыми я беседовала на эту тему, утверждают, что смертная казнь преступников не противоречит учению Христа, но так ли это? В Православной Церкви меня в первую очередь привлекают глубокое милосердие и терпимость к людям, как же эти благородные чувства могут сочетаться со смертной казнью?
    Евгения
    домохозяйка
    Днепропетровск
    29 июля 2010г.

    Уважаемая Евгения, приведу отрывок из "Основ социальной концепции Русской Православной Церкви", посвященный данному вопросу:

    "Особая мера наказания – смертная казнь – признавалась в Ветхом Завете. Указаний на необходимость ее отмены нет ни в Священном Писании Нового Завета, ни в Предании и историческом наследии Православной Церкви. Вместе с тем, Церковь часто принимала на себя долг печалования перед светской властью об осужденных на казнь, прося для них милости и смягчения наказания. Более того, христианское нравственное влияние воспитало в сознании людей отрицательное отношение к смертной казни. Так, в России с середины XVIII века до революции 1905 года она применялась крайне редко. Для православного сознания жизнь человека не кончается с телесной смертью - именно поэтому Церковь не оставляет душепопечения о приговоренных к высшей мере наказания.

    Отмена смертной казни дает больше возможностей для пастырской работы с оступившимся и для его собственного покаяния. К тому же очевидно, что наказание смертью не может иметь должного воспитательного значения, делает непоправимой судебную ошибку, вызывает неоднозначные чувства в народе. Сегодня многие государства отменили смертную казнь по закону или не осуществляют ее на практике. Помня, что милосердие к падшему человеку всегда предпочтительнее мести, Церковь приветствует такие шаги государственных властей. Вместе с тем она признает, что вопрос об отмене или неприменении смертной казни должен решаться обществом свободно, с учетом состояния в нем преступности, правоохранительной и судебной систем, а наипаче соображений охраны жизни благонамеренных членов общества.

    Священное Писание свидетельствует: милосердие к падшему человеку всегда предпочтительнее мести, ибо «на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк. 15. 17)."

    Добавлю и от себя о том, почему столько веков уживалось православие со смертной казнью. Мы знаем, что вообще христианское отношение к смерти иное, чем в секулярном гуманистическом мировоззрении. Конечно же, если смотреть на земное бытие, как смотрит современный секулярный мир, то отнятие жизни недопустимо. Потому что здесь может быть такая ошибка — а вдруг человек невиновен. Вдруг, вопреки всему, человек невиновен, а мы его лишаем жизни, того единственного блага, которым он обладает, а там, дальше, черное небытие.

    Тут, действительно, надо бы задуматься и заменить смертную казнь пожизненным заключением.

    Но христиане знают, что за этой жизнью начинается новая жизнь. О том, что даже если человек что-то несправедливо претерпел здесь, то за это ему воздастся в Царствие Небесном, там мы ничего не лишены, напоминает повествование о преподобном Варлааме Утрицком, который дважды встречался с процессией, ведущей к смертной казни. И вот, одного преступника и убийцу он силой своего авторитета Святого побудил не казнить, а отдать ему. И взял к себе в келью, в монастырь и терпел его много-много лет и выковал его душу для Царствия Небесного так, что он умер не восстающим против всего убийцей, а раскаявшимся смиренным иноком. А когда второго, неправедно осужденного, вели на казнь, когда люди ждали, что он так же казнь остановит, преподобный Варлаам спокойно прошел мимо, пропустил все это. Когда его ученики стали после спрашивать, он сказал: «Я видел, как мученика ведут на казнь, и не хотел лишить его мученического венца».

    Вот такое отношение к жизни и смерти, понимание того, что не все сводится к земному нашему бытию, должно бы быть свойственно ответственно верующим христианам.

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru