За что государство преследовало старообрядцев?
Вы утверждаете, что старообрядцев преследовали не за религиозные убеждения, а за противодействие существующей власти. Я считаю, что это историческая ложь. Например, восстание Емельяна Пугачева не имело религиозной окраски, хотя в нем участвовали и представители древлеправославия, оно было социально-политическим. А вот, например, монахи Соловецкого монастыря ничего светской власти не сделали, Соловки у черта на куличках находятся, и зачем туда надо было посылать войска? А что с монахами делали после вероломного взятия монастыря? Вы считаете, они заслужили, чтобы их вмораживали в лед и вешали на крюки за ребра? Получается, брат шел на брата, ведь солдаты, взявшие монастырь, были православными.
И как же быть с 12 указными статьями царевны Софьи, которые как раз посвящались преследованию староверов? В них были нормы, в которых содержались предписания за принадлежность к староверию отрезать уши, носы, ссылать на каторгу, и так далее.
Кстати, что старообрядцы (даже такой более радикальный толк, как беспоповцы) вполне могут уживаться с органами государственной власти и даже с ней взаимодействовать, доказало Выговское общежительство старообрядцев-беспоповцев поморского согласия. И кстати, Андрей Денисов на 52 вопрос «Поморских ответов выгорецких старцев иеромонаху Неофиту» отвечал: «Старая вера спасительна, но другие религии судить отказываемся».
За столетия преследований древлеправославие не сжалось до размеров малой секты и не исчезло, оно выжило и сейчас потихоньку становится на ноги. Я считаю, что тупиковость старообрядческой эсхатологии и обрядоверия, это еще большой вопрос, равно как и стабильности общества и государства. А что считаете вы?
Уважаемая Мария, поскольку развитие обозначенной Вами темы предполагает обращение к очень широкому комплексу вопросов, связанных с историей русского православия, то не могу на себя взять роль человека, который ответами своими заместит изучение церковной истории. И в этом смысле отсылаю Вас хотя бы к классическим курсам по истории российского государства и истории русской Церкви, таким, как «Очерки по истории русской Церкви» А. В. Карташова, известному многотомному сочинению митрополита Макария Булгакова, точнее, тем его продолжениям, которые опубликованы в новейшем девятитомном издании, книге Доброклонского по истории русской Церкви, учебному руководству Знаменского. Если Вам интересно, я могу впоследствии указать также и специальные труды, связанные с изучением истории русского старообрядчества, большей частью они присутствуют в сети или без сомнения, доступны студентам в серьезных библиотеках. В ту меру, насколько по их прочтении у Вас сохранятся вопросы, я готов их обсудить в электронной переписке или же лично.
Поддержите нас!
Tweet |
Читайте на ту же тему
- Я крещена в старообрядческой церкви, могу ли я ходить на службы в православный храм, так как старообрядческий храм находится далеко?
- Будет ли объединено Православие и старообрядчество?
- Несу ли я двойной крест, если меня крестили в младенчестве у старообрядцев, а в юности в православной церкви?