rss

    Вопросы настоятелю / Армянская церковь

    Почему Армянскую церковь до сих пор называют монофизитской?

    Уже в прошлом веке многие богословы совершенно четко доказали, что армяне — не монофизиты. Еще в XIII веке армяне объяснили, что при разной формулировке у них с Православной церковью вероучение одно. Не так давно Католикос всех Армян подписал Декларацию, которая заканчивалась словами Халкидонского Собора, потому что, не смотря на то, что они самого Собора не принимают (тому есть исторические причины, их не буду обсуждать), но фактически, их христология идентична Православной. В современной православной среде обычно говорят, что армяне — не православные, поскольку они не приняли решения IV Вселенского Собора — то есть они монофизиты. Армяне же отрицали обе ереси (несторианство и Евтихия). Примечательно, что они, одни из немногих, кто после чтения Символа веры, до сих пор читают анафему и на Нестора и Евтихия, (то есть проклинают именно монофзитство). Учение Армянской Церкви по данному вопросу окончательно сформулировано св. Нерсесом Шнорали в «Изложении веры Армянской Церкви», адресованной императору Византии Мануилу Комнину в 1166 году: «Исповедуем, что Единое из Трех Лиц, Сын… вместился во чрево Девы… приняв от Нея наше греховное и тленное естество: душу, ум и тело… Слово… не призрачно прошло через Нее, как бы чрез канал какой, как превратно умствовал Евтихий… Не иной и иной еще, но Единое Существо и Единое Лице из двух естеств, во Едином Иисусе Христе соединенных несмесным и нераздельным соединением… Мы исповедуем, что от двух естеств соделалось единое и что в соединении не потерялось ни которое из обоих».

    Говоря о проблеме двух волей и двух воздействий, св. Нерсес подчеркивает: «…О воле разумеем мы не так, чтобы Божеская воля во Христе была противна воле человеческой или человеческая воля Божией, но Единого Существа, сугубым соделавшегося, воля была по разным временам иная — иногда Божественная, когда хотел Он являть силу Божескую, и иногда человеческая, когда хотел показывать смирение человеческое…».

    «По подобию того, что в единой самовластной воле Божества двоякое было хотение без сопротивления (одного другому), Божеское и человеческое, веруем, что и действие в соединении также было Божеское и человеческое… Соединенный из двух сопротивных, соделавшись Единым, носил в Себе сопротивные ощущения обоих. человеческим естествомстрадание и смерть, а Божеским — бесстрастие и бессмертие. Тот же, Который умер плотик», жив был по Божеству».

    Русский богослов конца XIX в. И. Троицкий, анализируя «Изложение веры» Нерсеса Шнорали, пришел к следующим выводам.

    1. Нерсес Шнорали согласно с Халкидонским Собором определяет воплощение как соединение двух естеств: Божеского и человеческого.

    2. Согласно с Православной Церковью признает тело Иисуса Христа единосущным с телом Девы Марии, избегая заблуждения Евтихия об иносушии тела Христова с телом человеческим вообще.

    3. Согласно с Православной Церковью признает, что все существенные свойства того и другого естества сохранились вполне в соединении, а таким образом отвергает и исчезновение естества человеческого в Божественном и превращение одного естества в другое.

    4. Согласно с Православной Церковью признает общение свойств.

    5. Согласно с Православной Церковью осуждает Евтихня и монофизитов.

    Начиная со средних веков и вплоть до последних лет Армянская Церковь называла Православную диофизитской, а Православная Церковь Армянскую — монофизитской. В 1964 г. в г. Ааргус (Дания) начался диалог между богословами Православных и Древневосточных Церквей. Стороны пришли к следующим выводам:

    — Православные Церкви не являются диофизитскими, ибо диофизитизм — это несторианство, а Православные Церкви отвергают несторианство:

    — Древневосточные Церкви, в том числе и Армянская — не монофизитские, ибо монофизитизм — это евтихианская ересь, которая предана анафеме Армянской.

    А теперь, как говорится, «внимание, вопрос»: так почему же Вы до сих пор упорно называете Армянскую Церковь монофизитской? Ведь, казалось бы, так просто во всем разобраться. Очень не хотелось бы, чтобы всё упиралось в вопросы влияния, власти и т. п. И уж сам Бог велел дружить Церквями, тем более настолько близкими. Или опять политика замешана?

    Артур
    Днепропетровск
    26 мая 2004г.

    Уважаемый Артур, конечно же, в кратком ответе, невозможно сформулировать богословское вероучение армянской Грегорианской апостольской Церкви, и вряд ли Вы могли бы этого ожидать. Если же Вас достаточно серьезно волнует эта проблема, то отсылаю Вас: из современных более серьезных богословов священнику Олегу Давыденкову и диакону Андрею Кураеву по этой теме. Вас же самого прошу обратить внимание лишь на то, что действительно если бы проблема была так легко решаема, и если бы православие Армянской церкви было бы несомненным, то вопрос ведь можно повернуть и естественно обратиться в другую сторону — а что мешает Армянской церкви принять в полноте ныне исповедание веры Вселенского православия и войти в евхаристическое общение с поместными Православными церквями? Не кажется ли Вам более естественным, что, пусть даже в силу по преимуществу исторических причин, оказавшаяся в отделении от Вселенской церкви некая, пусть даже очень большая, национальная Церковь должна искать своего места во Вселенском православии, а не наоборот. Есть проблема наряду с признанием, не тождественности, конечно же, учения армянской Церкви, учения крайних монофизитов; проблема отношения к личностям, анафематствованным IV Вселенским Собором, тому же Диоскору Александрийскому. Повторю, подробнее с этой темой Вы можете ознакомиться в предложенной литературе. Конечно, дело здесь вовсе не в политике, напротив, желание близости единства, как со стороны Православных церквей, так, хочется думать, и со стороны Армянской церкви, есть. Но в христианстве достижение единства не определяется одним только желанием договориться, то есть пойти на компромисс, ибо церковное единство может быть достигнуто лишь на фундаменте исповедания незамутненной апостольской веры.

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru