К такому Европейскому Союзу Сербия должна повернуться спиной

Епископ Артемий Рашко-Призренский: Если бы произошло это «чудо» и Европейский Союз принял Сербию под свое крыло, хотя бы и в 2013 году, то все равно Сербии этого было бы недостаточно для возвращения Косово и Метохии в свой конституционно-правовой строй.

Интервью епископа Рашко-Призренского и Косово-Метохийского Артемия газете «Глас Јавности»

- Какой платформе вы бы отдали предпочтение 11 мая: «И Косово и Европа (ЕС)» или «В Европу только с Косово»?

- Первая платформа «И Европа и Косово» представляет собой ловко рассчитанную западню для обольщения и обмана народа. Приверженцы и носители этой идеи пока не объяснили, каким образом они смогут удержать Косово в составе Сербии с помощью тех государств ЕС, которые приложигали все усилия к отделению Косово от Сербии и так или иначе признали одностороннее провозглашение независимости Косово, попирая при этом все принципы международного права. Вторая платформа «В Европу (ЕС) только с Косово» сама по себе разумна и логична. Ее сторонники выступают не против вхождения Сербии в ЕС в принципе, они выступают за вступление Сербии только как целостного государства, границы которого признаны многочисленными международными правовыми актами. ЕС должен определиться, какое государство он хочет принять: целостную интегрированную Сербию или ее бездыханное тело, лишенное сердца - Косово и Метохии. От этого ответа зависят дальнейшие шаги Сербии.

- Вчерашние партнеры по коалиции упрекают Президента Бориса Тадича в том, что в своей формуле «И Косово и Европа (ЕС)» абсолютный приоритет он отдает вступлению Сербии в ЕС. А Тадич отвечает, что для него и Косово и ЕС - равные приоритеты. Какова, по вашему мнению, истинная позиция Тадича  и что в ней хорошо, а что плохо для Сербии?

- Все плохо. Являясь членом Социалистического Интернационала, активно выступавшего за план Марти Ахтисаари, а сейчас отстаивающего независимость Косово, Демократическая партия и ее председатель (а одновременно и Президент Сербии) Борис Тадич, очевидно, ничего не могут сделать для блага Сербии и Косово вне программ Социнтерна. Обязательства перед этой международной организацией являются приоритетом для всех ее членов, в том числе для ДП и ее председателя. Как бы то ни было, ДП будет проводить в жизнь решения Социалистического Интернационала, хотя бы они и противоречили национальным интересам. Эти «решения» стоят выше всех «примитивных» чувств: патриотизма, веры, чувства собственного достоинства и т. п. Следует констатировать, что членство Демократической партии в Социнтерне, в сущности, является антиконституционным действием, поскольку программа Социнтерна разрушает наше государство, о чем наша общественность не информирована. Нужно решительно потребовать от ДП выхода из состава Социалистического Интернационала и четкого определения своей позиции: будет ли эта партия уважать Конституцию Сербии или будет членом Социалистического Интернационала, так как эти две вещи абсолютно несовместимы.

- Правы ли оппоненты Тадича, утверждающие, что «и Косово» из формулы «И Косово и Европа (ЕС)» фактически сводится к пассивному ритуальному повторению того, что Белград не признаёт сейчас и никогда не признает «государство Косово», при этом отступая перед реальным возникновением второго албанского государства и пропуская подходящие моменты для парирования того, что даже слабая Сербия могла и должна была бы парировать?

- Да, очевидно. Поскольку Тадич будет вести себя так, как будто ничего не случилось, как будто у нас не отняли Косово и Метохию. Вербализм, как и раньше, не будет иметь никакого значения, поскольку, не предпринимая каких-либо шагов, говорящих об активном несогласии с «совершенным действием», и на самом деле он демонстрирует молчаливое принятие вновь возникшей ситуации как реальности, что равнозначно признанию независимого Косово. Этого Сербия допустить не должна.

- По мнению Тадича, Сербия вступит в ЕС через пять-шесть лет (если ее шансы после 11 мая не будут уничтожены «антиевропейским блоком»), что станет важнейшим условием экономического и государственного усиления страны и сохранения Косово. Считаете ли вы реальной эту оценку?

- Нет, не считаю. Напротив, считаю, что эти утверждения - сознательный обман сербского народа ради достижения неких узкопартийных или личных целей. Поскольку просто невозможно, чтобы наш президент, имея штат советников, не был ознакомлен с письмом, написанным в мае 2000 года г-ном Вилли Виммером (в то время Зампредседателя Парламентской ассамблеи ОБСЕ) канцлеру Германии Герхарду Шредеру о Конференции по вопросам расширения НАТО, проходившей в Братиславе. На Конференции присутствовали весьма высокие политические представители, среди которых находилось большое число глав правительств, министров иностранных дел и министров обороны из этого региона. Среди многочисленных обсуждаемых там важных вопросов для нас сегодня самым важным является пункт 8, в котором дословно говорится: «Сербия должна быть надолго исключена из европейского развития». Можно констатировать, что за последние восемь лет Европейский Союз ставил Сербию в очень невыгодное положение, выдвигая новые условия по «дальнейшей интеграции», что соответствует содержанию письма Виммера. Нужно уважать свой народ и открыто ему сказать, что, по всем имеющимся данным, никакой «европейской перспективы» не существует и следует искать другие возможности для своего дальнейшего существования. А такие возможности наверняка есть, если есть политическая мудрость и честность.

- Если Сербия вступит в ЕС хотя бы к 2013 году и таким образом действительно окрепнет, будет ли этого достаточно для возвращения Косово и Метохии? Насколько Сербия увеличит тем самым свои шансы, учитывая, что Брюссель может потребовать от нее признания «государства Косово», а Германия, Великобритания, Франция и Италия тяжело признавали Приштину не для того, чтобы отступить перед Сербией, которая, пусть даже и окрепшая, будет европейской величиной второго плана?

- Если бы произошло это «чудо» и Европейский Союз принял Сербию под свое крыло, хотя бы и в 2013 году, то все равно Сербии этого было бы недостаточно для возвращения Косово и Метохии в свой конституционно-правовой строй. ЕС ей в этом никогда не будет союзником. Намного вероятнее, что после выполнения всех (унизительных) условий, которые перед Сербией будут поставлены, в конце концов для вступления в ЕС от нее потребуют и признания «государства Косово». После 11 мая Сербия и ее руководство должны найти другие пути для возвращения по-разбойничьи отнятого у нее КиМ. Над этим нужно работать постоянно и реализовать планы тогда, когда сложатся благоприятные геополитические условия.

- Пугает ли вас то, что Приштина и Тирана в Вашингтоне и Брюсселе, очевидно, более котируются, чем Белград, а значит, и высока вероятность того, что Приштина раньше Белграда войдет в ЕС и НАТО, а демократическая Сербия останется ни с чем, даже если 11 мая победит выборно-историческая платформа «И Косово и Европа»?

- Этого не следует бояться, но это легко может произойти. Не из-за мудрости и качества Приштины и ее руководителей, а из-за интересов Вашингтона и Брюсселя. Возможная победа Тадича 11 мая, может быть, немного и приблизила бы Сербию к ЕС, но при этом наверняка намного отдалила и отстранила от ее исторических и духовных корней, что стало бы самой большой трагедией для существования сербского народа. Сытая жизнь не решение всех проблем.

- Политические конкуренты и критики Воислава Коштуницы уже бьют в колокола и утверждают, что его выборно-историческая платформа «В Европу (ЕС) только с Косово» еще больше сталкивает Сербию с ЕС и США и тем самым отнимает у нее шанс укрепить свое экономическое и международное положение и такой окрепнувшей «с помощью Европы» вернуть Косово в свой конституционно-правовой строй. Что вы считаете преимуществом, а что слабостями и минусами «защиты» премьера?

- Платформа г-на Коштуницы не усугубляет противоречий с ЕС и США, но ясно определяет, на каких условиях Сербия может согласиться. Рассказы о том, что Сербия, окрепнувшая «с помощью Европы», может вернуть Косово, - сказка для маленьких детей. Преимущества и слабости «защиты Премьера» ясно проистекают из уже данных ответов.

- Повышает ли Сербия с «контрзащитой» Премьера (даже если на ближайшие годы, и не по ее вине, испортятся отношения с Брюсселем и Вашингтоном) свои шансы на возвращение Космета в ближайшем будущем? Сохранится ли за ними, как утверждает Демократическая партия Сербии,  историческое право сделать это при изменившемся, более благоприятном соотношении сил в мире?

- Этот ответ Премьера отношения с Брюсселем и Вашингтоном не испортит. Они просто не могут быть еще хуже. Поэтому и шансы Сербии с помощью Брюсселя и Вашингтона вернуть Косово равны нулю. Если же соотношения сил в мире изменятся, станут более благоприятными, тогда возвращение Косово может стать реальностью. Только прогнозировать время, когда это произойдет, - дело неблагодарное. Но надежда умирает последней.

- Рискует ли чем-либо Сербия с формулой «В Европу (ЕС) только с Косово», учитывая, что бывший посол Германии в Белграде Андреас Цобель был неосторожно окровенен, сообщив сербам драгоценную, запретную для них правду, что в ЕС она будет принята самое раннее в 2025 году?

- Без сомнений, сильные мира сего недовольны, когда кто-либо им противостоит, особенно если этот кто-то намного слабее их. Поэтому наверняка предстоят новый шантаж и давление на Сербию, новые унижения, возможно, и новые территориальные отделения. Что касается Цобеля и его прогноза, то выходит, и он не знал о решении Конференции в Братиславе в 2000 году, не читал письмо Виммера, если так великодушно обещал сербам вступление в ЕС в 2025 году. Если тем временем не дойдет до каких-либо переломов в международном сообществе, если к тому моменту ЕС еще будет существовать, то и тогда Евросоюз останется для сербов запретным плодом. При условии, что и Сербия тогда все еще будет самостоятельным государством.

- Рискует ли Сербия с «контрзащитой Премьера» снова стать (и без формальных санкций) государственно и экономически изолированной и подвергаемой наказаниям?

- Такое тоже возможно, учитывая сегодняшнее отношение ЕС к Сербии и сербам вообще. Чтобы этого не произошло, Сербия с государственной мудростью должна найти других партнеров, которые понимают и ценят ее. А таковых в мире немало, при этом я не имею в виду только Россию. Чтобы не быть постоянно отвергаемой ЕС, Сербия должна сама повернуться спиной к Европе.

- Насколько обоснованны опасения-предупреждения, что Сербия, пойдя по пути, предлагаемому Коштуницей, рискует остаться и без ЕС и без Косово?

- Это просто психологический шантаж. Сербия не может и не должна остаться без Косово, а без ЕС, на тех условиях, которые нам ставят, и может и должна. В ЕС без Косово - никогда, хотя бы нас и силой туда тащили. Вступление в ЕС не может стать какой бы то ни было компенсацией за потерю Косово и Метохии. Согласиться на вступление в ЕС без Косово то же самое, что отречься от КиМ и признать его независимость. Сербия никогда не должна так поступить. Это бы стало ее самоубийством. Страна осталась бы без духа и души, то есть - разлагающимся трупом.

- Выбирают ли сербы между формул «В ЕС любой ценой» и «Косово (Сербия) любой ценой»? Можно ли избежать такого выбора, стоит ли Косово новых страданий всей нации? Имеют ли сегодняшние сербские поколения право ради «лучшей жизни» отказаться от территории, важнейшей для своей духовной и национальной идентичности?

- Косово не причина страданий «всей нации», и никогда ею не было, но всегда означало спасение всей нации. Так же и сегодня. Кто-то, оперирующий только земными мерилами, говорит, что Косово ввело нас в пятивековое турецкое рабство, и это послужило причиной страданий «всей нации»; другие же, знающие и об иных мерках - духовных, говорят, что Косово укрепило дух и дало нам силы выдержать турецкое иго и дождаться момента, когда для нас снова засияет солнце свободы с Косово. Два этих взгляда на Косово существуют и сегодня. Косово не может быть продано ни за какую цену. Никогда. Поэтому не только «сегодняшние сербские поколения», но любые будущие не имеют права ради «лучшей жизни» отрекаться от своего Косово. Какое бы поколение это ни сделало, вместо «лучшей жизни» он получит духовную смерть, из которой нет воскресения.

- Кого будут проклинать последующие сербские поколения и национальная история - тех, кто уверен, что нужно любой ценой вступать в ЕС, или тех, кто любой ценой отстаивает Косово (Сербию)?

- Ответ был дан еще в 1389 году в Видовдан (день Косовской битвы).

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале