Записки на полях души

О терпении скорбей. О жизни духовной. О «теоретии и практике». О блудной страсти."Назидание можно получить везде, нужно только научиться его видеть"

О терпении скорбей

Как на практике претерпевать скорби? Этот вопрос задают очень часто. Попробую поделиться своими мыслями на сей счет.

Наверное, стоит определиться, что тебя «скорбит». Честно, не стесняясь вывернуть это духовнику. Не искать красивые слова, не стараться выглядеть «духовно». Не пытайся казаться правильным - просто будь честным.

Поясню на примерах. Среди моих прихожан есть мои личные друзья. Не только они со мной, но и я порой бываю с ними полностью откровенен. Что, в общем, не всегда может быть им полезно. Но они настоящие друзья (впрочем, говорят, их у монаха не бывает, так ли это?).

Вот как-то Великим постом «терпел скорби». Мариино стояние - прочитал всю службу для бабушки Марии Владимировны. Больше никого не было - все на работе. А кто отработал - поспешил в ближайший храм, чтобы время на дорогу меньше тратить. На утро отслужил Преждеосвященную (без часов и изобразительных - читать некому). Я пел и служил, дядя Вася-спецназовец пел, читал и пономарил. Мария Владимировна сама у себя покупала свечки. Зато все мы трое, бывшие в храме, причастились! В пятницу вечером отслужил Субботу Акафиста в гордом одиночестве. Прихожу домой - звонит дядя Вася: «А служба была? А тут у меня проблемы...» «Ах, у тебя проблемы! Да это у меня проблемы! На службу не ходите, а я тут 9 лет „для ангелов" служу!» - и меня «понесло». А он мне так просто и говорит: «Все правильно. Только чего ты меня этим грузишь? Вот сходи к духовнику и погрузи его...» И я умолк. Мне стало стыдно - ведь Вася был прав. А вывалить все наболевшее, с претензиями и сетованиями духовнику еще «стыднее». Но надо!

К счастью, на следующий день я встретился с духовником. И решился вывернуть ему всю эту грязь. Я не подбирал слова и минут пять «бушевал» о своих бедах: «Ну и на кой я там служу? Кому это надо? Те 20 прихожан могут спокойно молиться и в других храмах. И в лучших условиях - они это заслужили. Это что, Богу надо? Так Бог ведь не злодей! Только не надо мне, батюшка, рассказывать про о. Алексия Мечева. Мол, он в пустом храме 8 лет служил - я уже почти 9 отпахал! А толку??? На кой это???» Духовник улыбался. А потом спокойно ответил: «Ты монах? Ты Богу что-то обещал? Ты постник, подвижник, молитвенник, воздержник?» Ничего этого я не находил в себе. «Ты разные обеты всякие давал. И обет послушания тоже. Ты служишь в пустом храме просто за послушание. Господь протянул тебе соломинку. Чтобы ты хоть за что-то ухватился, если ничего другого у тебя нет...» Я заплакал. С того дня я бегу «служить в пустом храме» - хоть что-то хорошее исполню. Схвачусь за соломинку...

Может быть, скажите: повезло с духовником. Да уж, не жалуюсь. Но ведь Бог помогает везде и по-всякому. Давайте еще расскажу.

Однажды зимой у меня «замерзло сердце». Скорби накрыли, жизнь задолбала. И духовник уехал. Тоска, уныние, отчаяние. И причину найти не могу. В редакции сплошные искушения («Повбивав би!»). Я и высказал всю дрянь «малышне» (наша редакционная молодежь). Я столько раз развеевал их сомнения, утешал их. А когда сам впал в те же скорби - утешить некому! «Возверзи на Господа...» - так ведь не хочется в унынии молиться. К чему трясти воздух обилием красивых слов? Через «не могу» начал келейно, и вдруг - «дошло»! «Царю Небесный, Утешителю...» - пусть Сам утешит, как знает. А «буря» не проходит. И вот вещаю «малышне» о «бессмысленности и бесцельности». А одна молоденькая девочка меня спрашивает: «Батюшка! А когда вы нас утешали, вы правду говорили? Или сейчас правду говорите?» Я и замолк! Потом тихо ответил: «Тогда. Тогда, когда утешал...». На душе вновь светло, причина уныния всплыла с очевидностью. Просто гордыня! Когда она не получает корма, подпитки, то кажется, что все тебя обидеть норовят. Становишься придирчивым, мелочным, обидчивым. И далее по схеме: «тоска-уныние-отчаяние-гнев-неверие». Поисповедовался одному батюшке, послужил. У всех прощения попросил за соблазны, поблагодарил за вразумление. А тут и духовник приехал. Ну, доложил ему о своей глупости. «Со всяким бывает!» - улыбнулся он.


О жизни духовной

По мере духовного роста православный, в отличие от буддиста, умаляется в собственных глазах. Когда человек стоит под ярким светом, то замечает даже малейшие пылинки на своей одежде. И поражается обилию этой пыли. А стоящий в полумраке видит лишь самые большие пятна грязи.

Откуда-то из патериков:

Умирал старый монах. И плакал. Братия утешала его:

- Авва! Тебе ли плакать? Ты ведь еще при жизни подвизался и вел жизнь добродетельную.

Старец, вздохнув, отвечал:

- Увы мне, грешному! Я не знаю, положил ли хоть начало покаянию...

Распространенная ошибка при изучении «духовной теории», это попытка походить на кого-то из великих внешне. Попробуй уловить их внутренний дух, а не внешнее впечатление. Люди - не зубцы расчески. Они не похожи друг на друга и у каждого свой путь. Просто будь собой. Делай то дело, которое поручил тебе Господь. И делай его хорошо - тем и спасешься. Есть надежда!

Но если вдруг возомнишь, что «зажил подлинно по-христиански», тебя придется гнать куда подальше. И усиленно молиться об избавлении от прелести. («В себе дрянь дрянью, а глаголет - не таков, яко неции человеци!»)

Некоторые переписываются со многими батюшками, «бегают по духовникам». И жалуются, что назидания не получают. Тревожный симптом. Назидание можно получить везде, нужно только научиться его видеть. Для чистых - все чисто, для ищущих назидания - назидательно все! Господь посылал великих подвижников учиться святости у кожевников и каменотесов, у замужних женщин, шутов и блудниц! Маленькие дети и работники банковской конторы могут поучить святости и сегодня.

А на поиски «небожителей» и великих «старцев и стариц» можно бесцельно угробить всю жизнь. Порой в естественности и простоте гораздо больше духовной чистоты, чем в позерстве «с закатанными глазами». Святые живут рядом, нужно только научиться видеть святость. Вот и выходит, что зачастую мы, к сожалению, «пролетаем» не почерпнув там, где можно было. Ну что с «какого-то приходского попа» или с «какого-то монаха» взять? Он ведь «мужик мужиком»! И «опыта у него совсем не много», и «борода нечесана»... Уж куда ему до нас! «О духовной жизни поговорить не может»! Значит ли это, что у него и вовсе нет духовной жизни?


О «теоретии и практике»

Одного «теоретика» попросили согреть чаю. Попросив подождать пару часов, он бросился перечитывать закон Бойля-Мариотта. А ведь всего-то и нужно было, что набрать воды и поставить чайник на плиту.

Ведь разглагольствовать о духовной жизни и проводить ее - далеко не одно и то же. Можно впасть в бесплодное теоретизирование и годами изучать чью-то жизнь, нисколько не пытаясь исправить свою. Любая теория, в том числе и «духовной жизни», должна быть неразрывно связана с практикой.

О блудной страсти

В наш развращенный век, когда «интимная» сторона человеческой жизни утратила даже всякий намек на интимность и сокровенность, хранить целомудрие очень непросто. Поэтому и приходится вновь и вновь напоминать о борьбе с похотью.

Откуда-то из патериков:

Молодой послушник пришел к убеленному сединами старцу:

- Отче! Блудная страсть сильно досаждает мне!

- А ты?

- А я стараюсь бороться!

- Вот и борись! Признаюсь тебе, чадо. Мне скоро 90 лет и больше полувека я в пустыне, но помыслы блудодейства до сих пор искушают меня...

Играть в прятки с естеством бессмысленно. Но его можно превозмочь, покорив духу. Это потребует большого усилия воли и определенного отношения к окружающим реалиям.

Искушения подобного рода могут быть самыми различными, и если бежать от них сломя голову - то можно голову «сломать». Но их можно преодолевать.

Один путник подошел к реке. Зная, что он не умеет плавать, он решил обойти водную гладь. Долго шел - и пришел к океану. В отчаянии заплакал и умер. Другой, такой же, не стал обходить, а, засучив рукава, принялся строить лодку. Построил и перебрался на тот берег. Брызги бурной реки лишь немного намочили его.

О борьбе с блудными помыслами написаны тома духовных книг. Там указаны несколько способов врачевства недуга. Но следует помнить, что для каждого человека подобный «подбор лекарств» уникален. Это в точности, как в медицине. Если ты попытаешься лечиться от гриппа всеми известными сегодня способами одновременно, то, скорее всего, быстро ляжешь в гроб.

И - самое главное. И врачи, и духовники не устают предупреждать: не занимайтесь самолечением! На прекрасное и эффективное средство лично у вас может быть аллергия. И вы умрете.

Попробую все же дать несколько общих советов.
Попытайся относиться к девицам, как бы к родным сестрам. В подавляющем большинстве случаев люди не испытывают интимного влечения к близким родственникам. Убедив себя в таком «родстве», ты понимаешь, что в интимном плане она для тебя - чужая! Чужая жена, чужая невеста. Твоя - родная сестра.
Помни, что влечение твое - зачастую лишь похоть, а не любовь. «Поиметь» и «возлюбить» - две большие разницы. Даже малейшая попытка сблизиться лично с какой-либо барышней может сделать ее глубоко несчастной. Ведь ты уже воспринимаешься всеми как христианин. Тебе доверяют, как рабу Божию. Можешь ли ты вытереть ноги об их доверие? Да и кто ты, без своего Господина?
Проси Господа помочь тебе в твоей борьбе. «Если ничего не помогает - запроси авиаподдержку и тяжелую артиллерию», - говорят на войне. Так и тут. Старайся, чтобы твоя молитва была не количеством прочитанных слов, а воплем к Богу. Воплем осужденного на казнь, который просит пощады. Молитва Иисусова - наиболее короткий, но наиболее трудный путь. Ей невозможно научиться по книгам. Чтобы она была действенной, нужно руководство того, кто сам является делателем. Видеть в молитве Иисусовой некую «волшебную палочку», просто прячась в нее от всего, - большой риск уподобиться буддисту, бубнящему мантру.
Непосредственно избавлению от блудных помыслов посвящена хорошая общеизвестная молитва - 6-я вечерняя. Опуская слова «ко сну отходящим» ее полезно читать во всякое время, когда блудные помыслы одолевают тебя.

Молитва об избавлении от блудных помыслов


Господи Боже наш, в Негоже верую, и Егоже имя паче всякаго имене призываю, даждь ми ослабу души и телу, и соблюди мя от всякаго мечтания, и темныя сласти кроме; устави стремление страстей, угаси разжжения востания телеснаго. Даждь ми целомудренно пожити делы и словесы; да добродетельное жительство восприемля, обетованных не отпаду благих Твоих, яко благословен еси во веки. Аминь.

Русский перевод (дословный вариант):


Господи Боже наш, в Которого верую и имя Которого более всякого имени призываю! Дай мне отдых душе и телу, и сохрани меня от всякого мечтания, и (сохрани) вне темного сладострастия. Управь устремление страстей, угаси пламя телесного возбуждения. Дай мне целомудренно пожить делом и словом, чтобы, усвоив добродетельную жизнь, не отпал от обещанных Тобой благ. Ибо Ты благословен во веки. Аминь.

Материал подготовлен редакционным коллективом журнала "Отрок.UA" и опубликован в печатной версии. Смотрите также публикацию на сайте http://otrok-ua.ru/sections/art/show/zapiski_na_poljakh_dushi_No3_14.html














































































Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале