Такая разная Москва

Москва всегда притягивала иностранцев — медведи на улицах, шапки-ушанки, загадочная русская душа... Уже в XVI веке были опубликованы путешествия чужеземцев по «Московии». То ли дело сейчас — иностранная речь звучит повсюду: на Красной площади и Старом Арбате, у Новодевичьего. А как изменилось отношение к городу и его жителям за несколько веков? Итак, Москва древняя и современная — глазами иностранцев.
 

«Гоненья на Москву — что значит видеть свет!
Где же лучше?
Где нас нет!»
А.С. Грибоедов. Горе от ума

Сердце города

Сигизмунд Герберштейн, посол германского императора, 1517, 1525-1526 гг.

«Город — деревянный и довольно обширен, издали он кажется ещё обширнее, чем на самом деле, ибо пространные сады и огороды при каждом доме делают город больше...

В этом городе есть крепость, построенная из кирпичей (Кремль)... Крепость же так велика, что многие имеют в ней большие деревянный палаты. Кроме того, в крепости находится много церквей».

Д. Флетчер, английский дипломат, 1588-1589 гг.

«Москва считается городом весьма древним — хотя основатель её неизвестен русским. Она, кажется, получила своё название от реки, протекающей через город по одной стороне. Вид этого города имеет очертание кругловатое с тремя большими стенами, окружающими одна другую. Самая внутренняя стена и заключающиеся в ней строения (лежащие здесь столь же безопасно, как сердце в теле), называются в своей целости царским замком...

Теперь Москва немного более Лондона».

Американец Джейкоб, 2008

«Если честно, был очень удивлён, когда приехал в Москву и не увидел медведей на улице и москвичей в валенках с гармонями. Оказывается, это миф. Я увидел очень цивилизованный город, покруче многих!»

Англичанки Эллен и Кэрри, 2008

«Москва создаёт впечатление обширного города, который, кажется, возник из ниоткуда... Впечатлила, когда мы увидели её из самолёта: город с многомиллионным населением, возвышающийся над равниной... Москва окутана тайной чего-то «иного», что отделяет Россию от Западной Европы. Кремль. В нём есть что-то ужасно таинственное, когда ходишь между рядов пыльных гробов, содержащих останки русских царей (Архангельский собор Кремля). За века мало что поменялось в облике Кремля и в царящей тут атмосфере.

Красная площадь удивительная. Для новичков она кажется огромной, намного больше, чем показывают по телевизору. На площади великолепная иллюминация. Это очень романтичное место».

Уильям, турист из Англии, 2008

«Я шокирован темпами роста Москвы. Очень впечатлён архитектурой, мне нравится тут, особенно Красная площадь, словно в другое время попал. На Манежной площади привлекательный старый стиль фонарей».

Ханс, Германия, 2008

«Я не понимаю, как на таком маленьком клочке земли может жить столько людей! Берлин по сравнению с Москвой — деревня. Конечно, очень поражают масштабы города. Одним словом — мегаполис».


Дух старых улиц

Немецкий путешественник Адам Олеарий, 1647 г.

«Жилые городские дома построены из дерева... Не проходит не только месяца, но даже недели, чтобы не сгорело несколько домов, а иногда, при сильном ветре, и целых улиц... Улицы в Москве довольно широки, но осенью и вообще в дождливую погоду ужасно грязны, и грязь там глубокая. Изумляет множество церквей в Москве; весь город наполнен ими. На каждые пять домов приходилось по церкви. Впрочем, церкви небольшие».

Сигизмунд Герберштейн, посол германского императора, 1517 и 1525-1526 гг.

«Этот город, столь обширный и пространный очень грязен, почему на улицах и площадях и в лучших его частях поделаны мостки».

Пётр Петрей, шведский посол, 1608-1611 гг.

«В городе имеются также большие луга, порожние места, много деревьев и увеселительных садов, занимавших довольно места. Сам Великий князь имеет... большой луг в городе, возле самого дворца».

Француз Лекуант де Лаво, 1824 г

«Воздух в Москве чище и здоровее других европейских городов... широкие улицы и низкие домы не преграждают течения воздуха, и ветер легко истребляет гнилость. Москва-река не широка и мелководна. Со стороны Кремля берег представляет собой прекрасную набережную... Улицы московские намощены камнем, доставляемым большей частию дном Москвы-реки. Минералогист на сей мостовой встретит разноцветную яшму, базальт, звездчатый коралл, Аммоновы рога и проч.»

Англичанин Уильям, 2008

«Шум в городе бывает настолько ужасен, кажется, что живёшь на спине храпящего великана. Очень удивлён, что ваши власти так стараются сохранять старые постройки. Зачем это сохранять? Но с другой стороны, всё это нравится... я искал загадочную русскую душу в переулках вашей столицы. Меня очень угнетает то, что в Москве мало солнца. Его почти нет. Здесь солнца даже меньше, чем в Англии».

Ханс и Фридрих, Германия, 2008

«Дикое перенаселение. Огромное количество людей на улицах, в транспорте, в магазинах — везде. Метро переполненное, там трудно дышать. Русские любят курить. Люди курят на улице, в кафе, в ресторанах. Сильно загрязненный воздух. В театре, когда мы вошли в туалет, показалось, что это газовая камера. Было столько дыма!»

Американец Мэтью с женой и двумя дочерьми, 2008

«Москва захватила меня, нужно не меньше двух недель, чтобы осмотреть город. Архитектура города в каком-то смысле закрытая, мало стекла. Воздух в городе очень плохой, особенно на загруженных улицах. Москва перенаселена, но не больше чем любой другой западный город. Русские церкви имеют архитектуру, которую никогда нигде больше не встретить. Уникальный русский стиль, который сначала прослеживался в дереве, потом в кирпиче и камне. Я не поклонник церквей, но допускаю, что собор Василия Блаженного весьма красив, хотя храмы Санкт-Петербурга мне понравились больше».

Англичанки Эллен и Кэрри, 2008

«Нам очень понравился ваш Арбат, живая улица, много уличных художников, продавцов сувениров, акробатов, музыкантов. Всё так интересно»!

Американец Джейкоб, 2008

«Московское метро просто потрясающее. Все станции совершенно разные. Каждая — совершенный дворец! Поезда приходится ждать не более 2 минут. Но мне было сложно ориентироваться в метро, не зная языка. Считал остановки, чтобы не запутаться. А ещё в московском метро если двери закрываются, то они действительно закрываются. И люди сильно толкаются, потому что боятся, что их прижмёт!»

Ханс, Германия, 2008

«В Москве неповторимый архитектурный колорит, и в этом прелесть города. Много парков и бульваров в центре города, это очень умиротворяет».

Торговля и развлечения

Со слов Герберштейна, народ в Москве гораздо хитрее и лукавее всех прочих, и особенно вероломен при исполнении обязательств; они и сами прекрасно знают об этом обстоятельстве, а потому всякий раз, когда обращаются с иностранцами, притворяются, будто они не московиты, а пришельцы, желая тем внушить к себе большее доверие.

Немецкий путешественник Адам Олеарий, 1647 г.

«Перед Кремлём находится самый большой и лучший во всём городе рынок, полный по целым дням торговцев, мужчин и женщин, рабов и праздношатающегося народу; некоторые из торговок стоя торгуют мелкими вещами, держат во рту перстни обыкновенные с бирюзою, продают их. Далее направо, когда пойдёшь от Посольского двора в Кремль, есть особая площадка, на которой русские во время хорошей погоды сидят под открытым небом, бреются и стригутся. Рынок этот называется у них Вшивый: до такой степени устлан толстым слоем волос, что ходишь по нему точно по подушке».

Неизвестный путешественник, XIX век

«В торговые дни, особенно в воскресенья вся площадь (Охотный ряд) бывает уставлена привозными из деревень продуктами, а пред самыми лавками вы можете любоваться боем охотницких петухов или гусей, богатейшие держат пари, нередко от 25 рублей и до 100. На противной стороне площади расположен птичий ряд, тысячи клеток с разного рода птицами вывешиваются на стену».

Пётр Петрей, шведский посол, 1608-1611 гг.

«В торговле они очень плутоваты, обманчивы и лукавы. Часто случается, что не знающий цены товара, легко бывает обманут ими».

Фридрих, Германия, 2008

«Со мной был такой случай. Однажды я приехал по деловому вопросу, встретился со своим русским коллегой в гостинице. Я привык, что во всех странах мира в такого уровня гостиницах никто ничего красть не будет, контингент не тот. Русский друг оставил мне на присмотр портфель и говорит: «следи за ним, я сейчас вернусь». А я, впечатлённый красотами гостиницы, раскрыв рот, оставил портфель и осматриваюсь вокруг. Мой русский коллега возвращается — а портфеля нет. Я был в шоке и дико смущён».

Англичанки Эллен и Кэрри, 2008

«На рынках, как правило, стараются подсунуть гнилой товар, замаскировав его свежим, проверять надо каждое яблочко, каждый апельсин или картофелину».

Англичанин Уильям, 2008

«Цены сильно варьируются. На Старом Арбате, например, если вы говорите по-русски, цены заметно падают».

Ханс, Германия, 2008

«Немцы имеют в большинстве случаев очень неполный образ России. Нам никогда не понять русскую душу. Полка для водки у нас гораздо меньше. Цены угнетают. Не многие иностранцы могут позволить себе дорогие рестораны, которые полны русскими».


А как вам москвичи?

Пётр Петрей, шведский посол, 1608-1611 гг.

«Московиты по природе своей чрезвычайно грубы, распущены, невежливы в своих нравах, ухватках и разговорах; они совсем не считают грешным и срамным делом вести разговоры об ужасных вещах, не стыдятся также кашлять, харкать, чихать... да ещё смеются и очень потешаются тем».

Михалон, литовский публицист XVI века

«Московитяне превосходят литовцев деятельностью и храбростью; у них нет и недостатка в преданности к своему делу в особенности к самопожертвованию». Московитянин один без всякого оружия смело выходит на дикого медведя и, схватив его за уши, таскает до тех пор, пока тот в изнеможении не повалится на землю.

«Положение женщины весьма плачевно, — пишет Герберштейн. — Они (московиты) не верят в честь женщины, если она не живёт взаперти дома и не находится под такой охраной, что никуда не выходит. Заключённые дома, они только прядут и сучат нитки, не имея совершенно никакого голоса и участия в хозяйстве».

Пётр Петрей, шведский посол, 1608-1611 гг.

«Что же касается женщин, то они чрезвычайно красивы и белы лицом, очень стройны, имеют небольшие груди, большие чёрные глаза, нежные руки и тонкие пальцы».

Англичанки Эллен и Кэрри, 2008

«Мы старались не контактировать с москвичами, они нам показались неприветливыми и депрессивным. Пиво и другие алкогольные напитки распиваются везде, например на Пушкинской площади — собираются толпы довольно агрессивной молодёжи. Старались обходить их подальше».

Ханс и Фридрих, Германия, 2008

«Люди у вас очень гостеприимные, добрые, почти каждый второй пытается напоить, накормить и в гости зазвать. Иногда мы пугались вашей гостеприимности».

Американец Джейкоб, 2008

«Здесь не часто увидишь улыбку. По-вашему — "улыбка должна идти от сердца". Это, с одной стороны может и правильно, если вспомнить множество деланных улыбок у нас в Америке. Но иногда это нервирует. Бездомные в Москве совсем не такие как в Нью-Йорке, они более трагичны и менее опасны. В Нью-Йорке большинство бездомных выглядят как наркоманы и наводят страх. У вас бездомные — несчастные и лишние люди». 

Извозчики и таксисты

Неизвестный путешественник, XIX век

«Приближаясь к экипажам, вы заметите сотни рук, машущих вам и другим приезжим медными значками, и услышите крики: "ваше сиятельство", "купец", "барин", "вот на резвой". Словом, поднимется такой содом, что вы не знаете куда деваться, а когда вы подойдёте вплоть к экипажам, то вас моментально окружат со всех сторон разнокалиберные физиономии извозчиков...

Извозчик просит с седока столько, сколько ему вздумается. А вы можете предлагать свою цену. По вашей цене он мигом смекнёт, чем от вас можно поживиться и что вы за человек».

Ханс и Фридрих, Германия, 2008

«Почти каждая русская машина — такси. Культура вождения... а что это? Простите, я не хотел вас обидеть, но у нас есть дорожные правила... у вас на зелёный свет перейти улицу очень сложно».

Эллен и Кэрри, Англия, 2008

«Пробки в городе перманентные и круглосуточные. И это не удивительно, тут так много людей...»

Впервые опубликовано 4 июня 2008 года

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале