Протоиерей Владислав Цыпин: Мой интерес зависит не от темы, а от качества работы

Мы продолжаем серию интервью с заведующими кафедрами Московской духовной академии. Сегодня - беседа с протоиереем Владиславом Цыпиным, сотрудником кафедры истории Церкви МДА, заведующим кафедрой церковно-практических дисциплин.

- Отец Владислав, как состоялось Ваше назначение на должность заведующего кафедрой церковно-практических дисциплин Московской духовной академии?

- Наша кафедра была создана в 2004 году в ходе реформы системы духовного образования Русской Православной Церкви. Кафедры в Московской духовной академии были образованы вместо прежних комиссий, которые объединяли преподавателей родственных дисциплин, и должности заведующих кафедрами примерно соответствовали прежним должностям председателей комиссий.

- Возникновение кафедры повлекло за собой какие-то серьезные изменения?

- Были существенны изменения, продиктованные самой реформой: изменилась структура духовных школ, продолжительность обучения, в академии была введена специализация. Образование кафедр – один из элементов реформы, но сказать, что именно замена одних академических подразделений другими была главным ее результатом, мы не можем. Сейчас стоит вопрос о том, чтобы работа кафедр была более интенсивной.

- Что же было главным?

- Мы стали более содержательно обсуждать содержание преподаваемых дисциплин и, в соответствии с этим, учебные программы, рассматривали темы работ разного уровня  - дипломных, кандидатских. В последние годы на кафедре возможно было проведение защит работ выпускников семинарии. Очень важный этап – введение предзащит.

Защита диссертаций остается за пределами кафедры, хотя при этом образуется диссертационный совет, более-менее специализированный по профилям кафедр, то есть его  основу составляют преподаватели кафедры.

- Откуда вы привлекаете рецензентов студенческих работ? Есть ли сотрудничество с другими духовными школами и светскими вузами?

- Для кандидатских диссертаций рецензенты со стороны стали обязательны, и это как преподаватели других духовных школ, так и светских высших учебных заведений. Чаще всего мы даем работу на рецензию сотрудником Свято-Тихоновского университета и  Санкт-Петербургской духовной академии. В иных случаях отсылаем и в другие церковные школы, светские вузы и научные институты. Например, у нас были рецензенты из Института всеобщей истории Российской академии наук, Института  славяноведения РАН, с исторического, филологического и философского факультетов МГУ.

- А преподавателей вашей кафедры привлекают в качестве рецензента для работ, написанных учащимися светских вузов?

- Бывает, ведь в рамках светских школ защищаются работы и по церковной истории, и по церковному праву. Мне лично приходилось писать рецензии на такие работы.

- Чувствуется различие между этими работами?

- Разница, конечно, есть, но тут, наверное, имеет значение не только формальная принадлежность диссертанта или дипломника к светской высшей школе, но и его мировоззрение. Если оно церковное, то естественно, что в работе будет больше подобия тем работам, которые пишутся и защищаются у нас в академии.

Но все равно отличие есть, потому что, если работа пишется в рамках обучения в светском вузе, какие-то вещи, которые в рамках церковной науки признаются очевидными и не нуждающимися в доказательствах, могут нуждаться в дополнительной аргументации при защите диссертации в светском учреждении. Это связано с требованиями вуза, а не с личностью студента, который может быть церковным человеком и лично для которого эти вещи также могут быть совершенно очевидны.  

Бывает, что на церковно-исторические темы пишут люди, о принадлежности которых к Церкви точно сказать трудно, потому что их работы написаны с объективистских позиций. Конечно, в этом случае отличие очевидно. Как правило, эпизод из церковной истории рассматривается в контексте истории Российского государства, общества, а не столько как часть истории Церкви. У автора работы принципиально другая точка зрения, и дело не только в масштабах проблемы, которой посвящена работа.

Скажем, в советский период работы по истории писались в идеологическом русле и всякое явления как-то оценивалось. Сейчас же в работах учащихся светских вузов аксиологический элемент чаще всего отсутствует, то есть они просто описывают, анализируют некое явление или проблему, не затрудняя себя его оценкой.

- Это снижает качественный уровень работы?

- В чисто академическом плане, наверное, нет. Но с позиции  церковной, конечно, снижает, потому что такой объективистский подход, с нашей точки зрения, не является подходом наиболее адекватным.  Но это взгляд человека с церковным мировоззрением.

- Как формируется список тем?

- Что касается выпускников семинарий, по преимуществу темы предлагаются преподавателями. Относительно кандидатских диссертаций инициатива чаще идет от студента.

Подход со стороны кафедры, со стороны преподавателей, все-таки в большей мере учитывает актуальность исследования тех или иных тем, в то время как студенты в одном случае руководствуются своими личными историческими, церковными, церковно-богословскими интересами, а в другом – простотой темы и доступностью материалов, который могут потребоваться для работы. Во многих случаях это правильный подход. Скажем, студенту академии часто может быть не по силам писать масштабную по теме работу. Она может оказаться либо не состоявшейся вовсе, либо повторяющей других авторов, зато узкая тема, не предполагающая большого аналитического таланта, но, безусловно, требующая  добросовестного исследования может быть наиболее приемлема.

Если говорить о работах по кафедре истории церкви, типичный вариант – история того или иного мало изученного монастыря, о котором нет специальных исследований, а, может быть, только какие-то небольшие статьи в журналах XIX-го века. В этом случае неизбежной необходимостью становится работа с архивами. В своих частных выводах автор поневоле бывает вполне оригинален, ведь у него просто нет риска впасть в плагиат. Аналогичны темы, связанные с историей провинциальных семинарий или биографиями церковных деятелей.

Если студент желает писать на кафедре церковно-практических дисциплин, здесь, конечно, доступнее история богослужения славянских церквей, потому что существуют более-менее реальные возможности исследовать те или иные памятники на славянском языке, а, скажем, не на греческом или сирийском. Конечно, те, кто занимается литургикой, немного знакомы с греческим языком, иногда и с сирийским, но для написания полноценной работы такого знакомства недостаточно. 

По церковному праву более доступны темы, связанные с теми или иными институтами церковного права и строя Синодальной эпохи и новейшего периода. О проблемных темах студенты тоже пишут, например, о вопросах брака, но такие работы носят все-таки прагматический характер.  Вопросы теории церковного права редко становятся предметом диссертации.

- Вы могли бы привести примеры работы кафедры, когда она оказалась востребована в современной церковной жизни на примере решения канонических проблем и ответов новым вызовам?

- Для примера я мог бы указать на очень хорошую работу, написанную как диссертация и впоследствии опубликованную. Речь идет о монографии игумена Саввы (Тутунова), которая издана под названием «Епархиальные реформы» и посвящена решениям Всероссийского Церковного Собора 1917-18 гг., которые касаются епархиального устройства в Русской Православной Церкви.

Из тех, что защищалась на кафедре в последние годы, это наиболее серьезная работа.

У нас была защита магистерской диссертации, написанной на очень высоком уровне, которую готовил не наш выпускник, но один из известных церковных деятелей - протоиерей Николай Балашов. Работа была посвящена литургической тематике на Поместном соборе 1917 года и тоже опубликована.

- А какие темы для Вас наиболее интересны?

- Мой интерес зависит не от темы, а от того, что получается, от качества работы. Если оно достаточно высокое, если работа оригинальна и насыщенна в информативном отношении, ее интересно читать.

- Иной раз создается впечатление, что канонический кодекс сам по себе, а церковная  жизнь - сама по себе. Насколько это впечатление ложно? Насколько церковная теория соотносится с церковной практикой?

- Разумеется, они не полностью повторяют друг друга и между ними есть различия, это же совершенно очевидная вещь! Если бы нормы жизни абсолютно соответствовали праву, что бы это значило? Что право настолько всемогуще, чтобы всецело подчинять себе? Это утопичное представление. Или такое полное соответствие было бы возможно, если бы  право просто воспроизводило реальность, как она есть.

Право вносит элемент нормализации, и в этом смысле оно элемент идеальности. Правовая норма, в общем-то, создается на фоне нарушения нормы. Но ведь не происходит так, что после принятия какой-то нормы официальным образом ее сразу же перестают нарушать. Так не бывает. Церковное право составляет некий стержень жизни церковного общества как общества, но это не значит, что, поскольку право есть, то никаких изъянов уже не будет. Право предусматривает санкции против правонарушений, значит, заведомо предполагается их  повторяемость. Право призвано, в частности, исправлять изъяны, нацелено на то, чтобы как-то эти изъяны лечить, но это же не значит, что лечение всегда абсолютно совершенно и что правоприменители обладают непогрешимостью, святостью. Было бы совершенно утопично предполагать, что церковно-правовые нормы действуют всегда и везде безусловно и безукоризненно и соблюдаются свято или же что должностные лица и коллегиальные ораны церковной власти обладают абсолютным совершенством.

Вопрос другой: действуют ли канонические нормы вообще? Конечно, действуют. Законную церковную власть от незаконный мы отличаем на основании канонических норм. Например, если кто-то где-то кого-то поставил епископом, не имея канонического общения с канонической иерархией, мы сразу видим, что это незаконное поставление.

- Каковы планы дальнейшего развития научной работы кафедры? Какие темы будут приоритетны?

- Говоря о литургике, я не случайно обратил внимание на изучение богослужения славянских церквей в его истории. Как я себе представляю, это одно из основных направлений в литургике. Предполагается, что будет изучаться православное богослужение славянский церквей на протяжении всей его истории. Наверное, на базе результатов, полученных в ходе этой работы, впоследствии будет возможно давать какие-то рекомендации относительно современного состояния богослужения и возможности его коррекции.

Еще одно очень активное направление – работы по миссионерству в собственном смысле слова и еще больше по тому, что в старину называлось внутренней миссией, то есть когда речь идет о проповеди Христа людям, принадлежащим к православной традиции, но не живущим церковной жизнью. В особенности речь идет о проповеди тем, кто принадлежит маргинальной среде, затронутой особенно опасными общественными пороками, например, в среде криминальной, связанной с торговлей наркотиками и так далее. Предполагается, что в основе таких работ будет анализ уже имеющегося опыта (ведь писать об этом чисто теоретически невозможно), однако с учетом литературы,  которая выходит за границей и обобщает опыт, который мы не имеем.

В области права актуальность имеют темы, связанные с деятельностью Межсоборного присутствия, высшим епархиальным и приходским церковным управлением, статусом самоуправляемых Церквей, митрополичьих округов.

- Студенты не боятся писать по острым, насущным вопросам современной им церковной действительности?

- Они все равно пишут по истории. Она может упираться  в сегодняшний день, но все равно речь идет об историческом материале. В какой мере автор дипломной или кандидатской работы может позволить себе давать рекомендации, может помочь определить научный руководитель.

 

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале