«Признак Тела Христова» - о епископстве

Убеждение в богоучрежденности епископства в Церкви и непрекращающейся передаче его посредством преемства в иерархическом поставлении нашло свое выражение в многочисленных святоотеческих творениях, в правилах соборов и в литургических памятниках.

БОГОСЛОВСКОЕ И ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЕПИСКОПСКОГО СЛУЖЕНИЯ. Часть2

Свидетельства богоучрежденности епископства

Убеждение в богоучрежденности епископства в Церкви и непрекращающейся передаче его посредством преемства в иерархическом поставлении всегда было живо в церковном сознании, оно нашло свое выражение в многочисленных святоотеческих творениях, в правилах соборов и в литургических памятниках.

Первые свидетельства о существовании в сознании Церкви убеждения в богоучрежденности священства и преемственной передачи иерархического служения встречаются уже в творениях мужей апостольских (конец I, начало II веков). Святой Климент Римский писал коринфским христианам: "Апостолы были посланы проповедовать евангелие нам от Господа Иисуса Христа, Иисус Христос от Бога. Христос был послан от Бога, апостолы от Христа; то и другое в порядке по воле Божией"(7). И далее св. Климент говорит о поставлении апостолами предстоятелей церквей: "Проповедуя по различным странам и городам, они первенцев из верующих, по духовном испытании, поставляли в епископы и диаконы для будущих верующих"(8).Он также свидетельствует об установлении апостолами принципа преемственности служения: "Апостолы наши знали через Господа нашего Иисуса Христа, что будет раздор о епископском имени. По этой самой причине они, получивши совершенное предведение, поставили вышеозначенных служителей и потом присовокупили закон, чтобы когда они почиют, другие испытанные мужи принимали на себя их служение (9)".

Таким образом в вышеприведенных свидетельствах св. Климент утверждает: I) что епископское служение - установлено Самим Богом, 2) что оно не ограничилось апостолами, но было передано ими другим, 3) что эту передачу осуществляли сами апостолы после должного испытания кандидатов, 4) что служение это должны после смерти одних воспринимать другие.

«Признак Тела Христова»

Особого внимания заслуживают свидетельства св. Игнатия Богоносца, который в своих посланиях ясно и выразительно раскрывает веру Церкви в богоучрежденность иерархии Этот апостольский муж, современник св.Климента Римского, учит, что епископы поставляются в Церкви не волей людей, а "изволением Иисуса Христа" (10), они посылаются Господом для управления Церковью, а потому их должно принимать как Самого Пославшего, т.е.в лице епископа необходимо видеть Самого Господа (II). Повод и цель написания посланий исключали упоминание автором о преемственности передачи благодатного дара епископства, однако, в его творениях, по предположению русского богослова проф.А.Катанского, заключено другое не менее важное свидетельство, указывающее на различие между избранием и поставлением. Так, св. Игнатий, приветствуя филадельфийцев, оговаривается при этом: "... если они находятся в единении с епископом и его пресвитерами и диаконами, поставленными изволением Иисуса Христа, которых по благоволению Своему Он утвердил непоколебимо Святым Духом Своим" (12). По мнению А.Катанского: "Здесь обращают на себя внимание два действия, во-первых, указание на лица иерархические, по мысли Иисуса Христа, и во-вторых, утверждение этих лиц собственной волей Иисуса Христа через Духа Святого"(13). Св.Игнатий Богоносец, утверждая мысль о Божественном поставлении епископов, в нескольких посланиях указывает на высоту вверенной им духовной власти, сравнивая их со Христом или с апостолами (14). Епископскую власть он подчеркивает особенно, отмечая, что без епископа ничего нельзя делать в Церкви."Только та евхаристия должна почитаться истинною, которая совершается епископом или тем, кому он сам предоставит это, - писал св.Игнатий" (15).

Очень сходно со св.Игнатием излагает учение о церковной иерархии и св.Поликарп еп.Смирнский. Правда, св.Поликарп пишет об этом менее подробно, но в его послании к Филиппийцам имеются замечания, представляющие интерес. Так, упоминая об одном недостойном пресвитере (Валенте), он укоризненно говорит, что тот "забыл данный ему сан" (16). В этом же послании св.Поликарп утверждает, что пресвитеры и диаконы существуют в Церкви по Божественному праву. Упоминая о священнослужителях (носителях сана), он говорит о них, как о служителях Бога и Христа и призывает к покорности пресвитерам и диаконам "как. Богу и Христу"(17).

Важным свидетелем веры Церкви в богоучрежденность епископского сана является св.Ириней Лионский. Особое значение в его творениях имеет ясно выраженная мысль о непрерывной преемственности иерархии в Церкви и, что он мыслит эту непрерывность в преемственном поставлении епископов. Так сами свя­тые апостолы поставили епископов, и - в качестве примера - он приводит поставление первого римского епископа Лина и епископа Смирнского Поликарпа. "Эти епископы, - пишет св.Ириней, - в свою очередь поставили других и в таком преемстве церковное предание от апостолов и проповедь истины дошли до нас"(18). Сущность преемства состоит не только в верности апостольскому учению, но, по мысли св.отца, "в причастности к апостольскому служению, путь к которому, по изволению Божию, лежит через приятие посвящения от рук находящегося в мире и общении с Церковью епископа"(19). Св.Ириней подчеркивает, что преемственное поставление не есть просто обычай, но это - необходимое условие и способ сохранения Церкви в завещанной апостолами чистоте, причем имеющее столь большое значение, св.отец называет его "признаком Тела Христова" (20). Он побуждает своих читателей"... следовать в Церкви тем, которые, как я (т.е. Ириней, Н.Г.!) показал, имеют преемство от апостолов и вместе с преемством епископства, по благоволению Отца, получили известное дарование истины" (21). Таким образом, св.Ириней, возводя иерархическое служение посредством преемственного поставления епископов к святым апостолам, утверждает не только самый принцип преемственности, но и убеждает в несомненной богоучрежденности священнослужения в Церкви.

Та же мысль имеет свое подтверждение в размышлениях Тертуллиана. Полемизируя с еретиками, он подчеркивает, что они, осмеливаясь возводить себя к апостольскому веку, объявляют себя преемниками апостолов. "Мы можем сказать на это, - пишет Тертуллиан, - пусть покажут начало своих церквей, выяснят порядок своих епископов, исходящих по преемству от начала так, чтобы пер­вый епископ имел своим предшественником кого-либо из апостолов или мужей апостольских". Далее он указывает, что епископ Смирнский поставлен апостолом Иоанном, а иерархия церкви Римской подучила свое начало от апостола Петра (22).

Климент Александрийский, повествуя о последних днях жизни апостола Иоанна Богослова, пишет: "После смерти тирана возвратился ап.Иоанн с острова Патмос в Ефес и по приглашению посетил ближайшие области язычников, чтобы где нужно поставить епископов, где устроить целые церкви, где поставить в клир то­го или иного из указываемых Духом" (23). Приведенное свидетельство Климента свидетельствует о том, что как во времена апостола Иоанна, так и во времена Климента Александрийского Церковь не знала за простыми, не принадлежащими к клиру верую­щими права поставления кого-либо в иерархическое достоинство даже из "указываемых Духом". Его слова подтверждают также и то, что епископский сан даровался через особый акт поставления, отличный от согласия общины верующих. В своем трактате "Строматы" Климент говорит довольно определенно, что "первое (т.е. избрание) есть дело людей, а второе (т.е.поставление) - дело Божие" (24).

Святой Ипполит Римский не только пишет о посвящении на иерархическое служение, но даже в своих "канонах" приводит текст молитвы, произносимой при рукоположении епископов. В этой молитве отчетливо выражена вера Церкви в том, что поставляемые епископы имеют то жe служение, того же Св.Духа, какового имели и апостолы. "Воззри Господи на (имя рек) раба Твоего, вручая силу Свою и Дух деятельный, какового Духа Ты вручил святым апостолам через Господа нашего Иисуса Христа"(25).

Довольно четкое учение о церковной иерархии содержится в творениях карфагенского епископа Киприана. Ведя борьбу с новацианами, он был вынужден освещать вопросы, связанные с епи­скопским служением, что в основном и определило полноту изло­женного им церковного учения. Богоучрежденность епископского служения, по учению св.отца, очевидна, так как "... апостолов, то есть епископов, избрал Сам Господь"(26); последующая иерархия также существует по воле Божией, "ибо если даже самое малозначительное не делается без воли Божией, то неужели кто-нибудь подумает, чтобы важное и великое делалось в Церкви Божией без ведома и без воли Божией, и чтобы епископы, то есть домостроители Его, поставлялись не по Его распоряжению"(27).Власть в Церкви епископы, как носители богоустановленного священства, восприняли через апостолов от Самого Господа Иисуса Христа, Который, "определяя достоинство епископов и управление Своей Церкви, говорит Петру в Евангелии: "Аз тебе глаголю... еже аще свяжеши на земли, будут связано на небесех; и еже аще разрешиши на земли, будет разрешено на небесех" (Щ.16,19). Отсюда после­довательно и преемственно истекает власть епископов и управле­ние Церковью, так что Церковь поставляется на епископах"(28).

Помимо учения о богоустановленности епископского служения св. Киприан довольно ясно говорит о преемственности этого служения, как о необходимом условии сохранения истинного апостольского священства. Более того, карфагенский епископ определенно указывает на рукоположение, как на особый акт, сообщающий избранному священническое достоинство и определенно указывает на то, кто в Церкви является правомочным совершителем иерархических поставлений. В письме к Магну о крещении раскольников-новациан он пишет: "Церковь одна... Если она у Новациана, то не была у Корнелия, который наследовал епископу Фабиану по закон­ному посвящению... Новациан не принадлежит к Церкви; и тот, кто презрев евангельское и апостольское предание, никому не наследуя, произошел от самого себя, не может считаться епи­скопом; не может никаким образом иметь церковь и обладать ею не посвященный в Церкви"(29). В творениях св.Киприана существуют весьма определенные указания относительно лиц, поставляющих избранных в иерархическое достоинство. Так в письме к па­пе Стефану он утверждает, что отпавших пресвитеров, рукоположенных в Церкви или лжеепископами у еретиков, должно принимать как мирян (30). Иными словами, очевидно и у еретиков поставление совершалось епископами, и поскольку св.Киприан не выступает против этого, а упоминает о данном обстоятельстве, как о чем-то само собой разумеющемся, следует признать, что во времена св. отца рукоположения пресвитерские совершались епископами, не говоря уже о посвящении самих епископов, ибо карфагенский святитель, изображая современную ему церковную жизнь, неоднократно указывает и на совершителей епископских поставлений. Так в письме к Антониану он сообщает о том, что в Римской Церкви есть епископ, "поставленный шестнадцатью соепископами", а о известном ему епископе Корнелии свидетельствует, что тот был рукоположен "многими нашими собратьями" (31).

Таким образом в творениях св.Киприана с достаточной ясностью даются ответы на весьма существенные вопросы, а именно: I) епископство есть богоучрежденная церковная институция, ведущая свое начало от Самого Господа Иисуса Христа через святых апостолов; 2) епископское служение в Церкви даруется посредством особого действия, каковым является рукоположение, совершаемое епископами, преемственно воспринявшими от апостолов полноту своего служения.

В творениях святых отцов более позднего периода учение о церковной иерархии изложено еще более ясно и убедительно. Объем настоящего доклада не позволяет привести многочисленные высказывания святых Василия Великого, Григория Назианзина, Григория Нисского, Ефрема Сирина, Епифания Кипрского, Иеронима Стридонского (32). Свои мысли о церковной иерархии с присущей ему яркостью и убедительностью высказывает святой Иоанн Златоуст. Он пишет: "... не человек, не ангел, не архангел и не другая какая-либо сотворенная сила, но Сам Утешитель учредил это чинопоследование (т.е. благодатное преемственное рукоположение, - Н.Г.), и людей, еще облеченных плотью, сделал представителями ангельского служения"(33) И, что следует отметить, утверждает это Златоуст, прекрасно зная о далеко "не ангельском" поведении и отношении к своим обязанностям многих сво­их епископов современников. В его представлении, посвящение, дарующее иерархическое достоинство и власть в Церкви, совершается Самим Богом: "... избирает и определяет Бог, и когда Его десница касается головы, то определение нелицеприятно и несомненным одобрением рукополагаемого служит достоинство Рукополагающего" (34). Другими словами, Златоуст усматривает иерархическое достоинство не только в историческом факте дарования Святого Духа св.апостолам, но и в том непрекращающемся божественном действии, которое имеет место всякий раз, когда на голову рукополагаемого возлагается рука совершителя посвящения.

Помимо этого мысль о богоучрежденности и преемственности иерархии нашла свое отражение в древних литературных церковных памятниках ("Апостольские постановления"), правила Вселенских Соборов (I и 71) и сравнительно недавно составленном "Православном Исповедании". В последнем говорится о том, что священство «заповедано апостолом от Христа». Посвящение производилось возложением их рук, и доныне производится по преемству епископов, наследовавших апостолам для раздаяния божественных тайн и попечения о человеческом спасении. Преемство это непрерывающееся" (35).

Таким образом, основываясь на священных свидетельствах Божественного Откровения, имея авторитетные святоотеческие подтверждения, можно с определенностью сказать, что иерархическое священство в Церкви благодатно в широком смысле этого слова, именно в силу своей богоучрежденности. И поскольку позднейшая (или, что то же, современная) иерархия через непрерывающееся преемство связана с первоустановленной иерархией, она имеет тот же характер, что и иерархия века апостольского.

Иллюстрация к аннотации: Епископ Лев http://arh-gavriil.bsu.edu.ru

Иллюстрация материала: Икона "Христос - Великий Архиерей"  http://ikona.orthodoxy.ru

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале