ЖЖ Крыма: Инкерманский монастырь — карьер, где трудился Папа Римский

Севастополь, привычно называемый «белым городом на синем морском берегу», сложен из белого инкерманского камня — дома из него не надо даже штукатурить и красить. А добывали белый, легко обрабатывающийся камень уже в первом веке — для Римской империи. Добывал его и священномученик Климент, папа Римский. Теперь на месте карьера, где он был заключён за Христа — монастырь, освящённый в его честь.

Каждый, кто подъезжал к Севастополю по железной дороге, бывал в этом монастыре. Прямо по территории обители проложены рельсы, и поезда гремят в любое время дня и ночи, не соразмеряясь ни с богослужениями, ни с короткими часами монашеского отдыха. А чтобы побывать в монастыре на службе, приложиться к мощам священномученика Климента, погулять по плато между средневековыми крепостями и древними пещерами, нужно сесть на катер в Севастополе (причал совсем рядом со знаменитой Графской пристанью), и через сорок минут вы в Инкермане — городе куда более древнем, чем сам Севастополь.

Вид на монастырь с высоты плато 

Карьер, где трудился епископ

Инкерман — один из самых древних христианских монастырей на территории бывшего Союза, а Монастырская скала, по всей высоте сплошь усеянная кельями-пещерами, считается прибежищем первых христиан в Крыму. Когда сюда, в инкерманские каменоломни, был в 98 году новой эры сослан властями Рима один из величайших проповедников христианства — святой священномученик Климент, папа Римский, рукоположенный самим апостолом Петром, он уже застал здесь множество христиан. По преданию, проповедь св. Климента обращала ко Христу множество язычников, поэтому число христианских общин-церквей уже в начале II века увеличилось здесь до 75. 30 из них, в том числе девять монастырских комплексов, обнаружено в скалах Инкермана. Первые храмы устраивали не только в пещерах, были и домашние церкви. Святой Климент часто посвящал в пресвитеры отцов семейств, так что приход и семья в таких случаях были одним целым.

Каменоломни работают и по сей день: вероятно, это самое древнее из действующих предприятий в Крыму. В мягкой известняковой скале прорублен узкий и длинный, с пятиэтажный дом, тоннель, через который грузовики въезжают в ущелье. Неподалеку — товарная станция «Инкерман-1». Седая древность странно соседствует с деловитым хозяйством. Карьер с известняком — это пыль и грохот. На плато над монастырем растёт шелковица, но мы никогда не пробовали её плодов, потому что они покрыты слоем белой пыли.

Епископ, трудившийся в карьере

Святой Климент родился в Риме от знаменитых родителей-язычников: отец его Фавст был римским сенатором. Ещё во время младенчества святого его мать Матфидия вынуждена была оставить Рим и с двумя старшими сыновьями отправиться в Афины. Корабль пострадал от бури, и родные святого пропали без вести. Отец Климента отправился искать их, но успеха не было, и он, ожесточившись против всего мира, скитался, как нищий. Климент, оставшись в Риме среди всех богатств родительских сиротой, оплакивал и родителей, и братьев.

Молва о появлении Иисуса Христа в Иудее увлекла Климента на восток, где уже распространился свет истинной веры. В Александрии св. Климент встретился с апостолом Варнавой и слушал проповедь его о Христе; потом нашёл апостола Петра и принял от него Крещение. Путешествуя со своим наставником, юноша нашёл мать, потом братьев, уже уверовавших в Господа, а наконец — и престарелого отца.

Св. Климент был ревностным сотрудником и апостола Павла, разделял с ним опасности и труды апостольской проповеди.

Священномученик Климент был четвёртым римским епископом; он занял эту кафедру в 92 году, хотя был возведён в свой сан раньше, апостолом Петром. Время после кончины апостолов Петра и Павла с 67 по 92 год св. Климент, вероятно, проводил в миссионерских трудах. В 93 и 96 годах он показал удивительный пример терпения и самоотвержения во время гонений. За обращение в христианскую веру многих римлян, император Троян осудил св. епископа Климента на заточение в Таврические каменоломни, находившиеся в Ахтиаре (ныне Инкерман) в семи верстах от Херсонеса.

При отправлении св. Климента из Рима многие, уверовавшие во Христа, обрекли себя на добровольное изгнание со своим архипастырем. По прибытии в Инкерманские каменоломни нашли они до двух тысяч христиан, из которых некоторые были прежде сосланы из Рима на тяжкие работы, а другие — туземные жители полуострова — вероятно, были просвещены св. апостолом Андреем Первозванным.

Святой исток святого озера

Труд в каменоломнях был изнурителен; вдобавок, близ места работ не было воды, а климат в Крыму достаточно жаркий. По молитвам св. Климента Господь открыл источник. Предание указывает на колодезь, находящийся между двух скал Инкерманской киновии, как на источник, чудесно явившийся по молитве св. Климента. Иногда в обитель приходят старожилы, которые помнят, что пили воду из этого колодца, и рассказывают, какова она была на вкус. Но сейчас источник иссяк. Зато если пересечь монастырское плато, вы увидите озеро с необычными берегами. И вода в нём особенного цвета, почти всегда голубая. Это залитый водой карьер. В монастыре говорят просто: рыли-рыли, вот и докопались до водоносного слоя. Так появилось озеро, а святой источник закрылся. Озеро называют святым, в нём купаются и просто так, и с молитвой о здравии души и тела.

Святое озеро 

Однажды монастырские труженицы рассказали ещё более интересную историю о появлении озера. Когда в начале 90-х начали восстанавливать монастырь, попросили закрыть этот карьер: и грохот невозможный, и пыль, и территория, по большому счёту, монастырская. Начальство, естественно, отказалось наотрез. И вскоре ночью, когда в карьере никого не было, вода из источника поднялась и залила всё — даже технику не смогли убрать.

Но это современное предание, и никто не может сказать, где здесь правда, а где благочестивый фольклор. А в первом веке действительно совершилось чудо. Слухи о нём распространились по всему Таврическому полуострову, и многие туземные обитатели приходили креститься. Есть сказание, что св. Климент всякий день крестил 500 язычников.

Море виде и побеже

Слава о быстром успехе евангельской проповеди св. Климента достигла Рима, откуда вышло повеление Трояна его умертвить. После различных мучений мученику привязали якорь на шею и бросили его в море 25 ноября 101 года, напротив берега Херсонеса. Верующие молили Бога о даровании им видеть тело угодника, и их молитвы были услышаны. Уже через год в день мучений и блаженной кончины св. Климента море отошло от берега на семь дней, и чтящие память мученика могли по сухому дну моря ходить и поклоняться нетленным мощам угодника. Чудо отлива воды совершалось до VI столетия.

Однажды маленький мальчик замешкался и остался в гроте, а море сомкнуло свои волны. Долго горевали родители, а через год пришли забрать тело своего сына. Но каково же было их удивление, когда увидели его живым и здоровым. Мальчик рассказал, что спас его седой старец, по описанию он был очень похож на святого Климента.

В IX столетии, когда св. Кирилл и Мефодий находились в Херсоне, мощи священномученика были обретены. Бог вознёс нетленное тело св. Климента на берег, и тогда при торжественном служении мощи его были перенесены в Херсонес. На возвратном пути в Рим свв. Кирилл и Мефодий взяли с собою для благословения из Рима часть мощей св. Климента. Мощи св. Климента оставались в соборе Херсонеса до Х столетия, когда князь Владимир, по принятии Крещения, испросил себе на благословение от местного епископа честную главу и часть мощей св. Климента.

Однажды наш учитель из художественной школы бродил в Херсонесе с другом. Они заметили странное движение на море. Был довольно сильный прибой, после каждой волны вода откатывалась от берега, но в этот момент она ушла особенно далеко. Казалось, что следующая волна смоет весь город, хотя цунами в Чёрном море в принципе быть не может: море ведь неглубокое и небольшое. Они всё же в страхе постарались отойти подальше от берега. Вода ушла очень далеко, обнажив заросшее дно, но вскоре мирно вернулась. А придя домой и взглянув в календарь, наш учитель понял, что в этот день праздновалась память священномученика Климента. Может быть, и это благочестивое предание — всего лишь фольклор, а может быть, море помнит свою историю лучше людей...

Пещерные храмы и кельи

В закопченной стене вырублена дверь. Мы крестимся и входим в коридор-тоннель, поднимаемся к храмам монастыря. В правой стене коридора вырублены окна и дверные проёмы. Прежде они вели, вероятно, на балкон, а теперь за застекленными дверями — небольшой уступчик, резко обрывающийся вниз, к железной дороге.

В левой стене — склепы-костницы и три пещерные церкви. В костнице горит лампада, на полках лежат человеческие черепа. На стекле, через которое паломник смотрит внутрь, надпись: «Мы были такими же, как вы, — вы будете такими же, как мы». Сложенные в особом помещении кости напоминают об афонской традиции вскрывать могилу и по состоянию останков определять, принята ли душа человека Господом.

Снаружи помещения верхнего яруса выглядят теперь как две прилепившихся к отвесной скале деревянных часовенки, увенчанных маковками с крестами.

Средняя из трех церковь — во имя святого апостола Андрея — как считают, вырублена самим папой Климентом. Она небольшая по размеру, с низким горизонтальным потолком. Алтарь отделён от основного помещения сплошной скальной преградой с вратами посередине и двумя маленькими окошками. Через правое окно, говорит предание, принимали исповедь кающихся: тут устроено седалище из камня для священника. Престол в алтаре, примыкающий, как принято, к восточной стене, тоже вырублен из камня. Свято-Андреевский храм — это настоящая пещерная церковь, какой её себе представляешь, читая про катакомбы первых христиан: стены и свод здесь не спрямлены, они грубы и морщинисты, в отличие, скажем, от соседнего храма во имя св. Мартина Исповедника (другого папы Римского, сосланного в Крым). И именно эта простота и безыскусность рождают особое чувство общности с первыми исповедниками христианства.

Главный храм монастыря, освящённый во имя святого священномученика Климента, — это один из самых больших пещерных храмов Крыма. Он имеет форму базилики, рядами колонн разделённой на три нефа; в алтаре, чуть выше ниши для запрестольного образа — традиционное византийское рельефное изображение «процветшего» креста в круге. За Свято-Климентовским храмом находится последнее помещение этого яруса — комната с каменной скамьёй, вырубленной вдоль стен по внутреннему периметру. В древности она служила братской трапезной, теперь используется для совершения треб.

Все три описанных пещерных храма — действующие. Народу здесь может поместиться немного, и богослужения по праздникам совершаются в уже восстановленном наземном храме — Святой Троицы. Здесь же находится частица мощей священномученика, переданная из Киева.

А в монастырском дворе — маленький пруд с кувшинками и золотыми рыбками, которые подплывают посмотреть на разглядывающих их паломников и просто любопытных... А кругом — постоянный тяжёлый труд монахов и послушников: их руками возрождаются храмы, которых раньше в монастыре было гораздо больше... А вдоль стен — стенды с предупреждениями об опасности обращений к эстрасенсам и целителям, о пагубности церковного раскола. И никого в обители никогда не встретишь праздным.

Материалы по истории обители и житие св. Климента Римского взяты с сайтов: http://www.mangup.bigyalta.net/tourism/inkerman.shtml, http://www.moscow-crimea.ru/duhovny/zhitia/Kliment_Rimsk.html

Впервые опубликовано 14 августа 2008 года

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале