Планета добровольцев «РеставросЪ» Ч.1

РеставросЪ» - это не просто организация с общими интересами, - это образ жизни, одно из доказательств тому, что тысячелетняя вера наших предков может быть щитом от искушений и надежной опорой современному молодому человеку. «РеставросЪ» - это один из лучших ответов на вечное «куда пойти, куда податься».

Чтобы познакомить читателей с «Реставросом» мы собрали множество вопросов. На них очень подробно ответил руководитель добровольческого объединения молодежи «РеставросЪ» при Патриаршем Центре Духовного развития детей и молодежи Свято-Данилова монастыря Константин Лобачев.

- Что такое «РеставросЪ»? Чем он занимается?

- «РеставросЪ» - это коллектив друзей, которые находят удовольствие в общении и в совершении доброго дела - посильной помощи православным храмам. Студенческая, в основном, молодежь, свое свободное время посвящает участию в подсобных реставрационных и хозяйственных работах, о чем нас просят приходы не только в Москве и Подмосковье, но и во многих епархиях европейской части России.

- Как возник «РеставросЪ»?

- Организация наша родилась в 1990 году. Тогда ее составляли добровольные помощники реставраторов из Всероссийского Общества Охраны Памятников Истории и Культуры (ВООПИК). Бригады добровольцев ВООПИК занимались тем же, чем и «РеставросЪ» ныне, и движение это в советские еще годы было чрезвычайно массовым. В годы бурных реформ работа в области охраны памятников практически сошла на нет, лишь немногие бригады энтузиастов продолжали трудиться, теперь уже самостоятельно находя себе реставрируемые объекты. В одном из московских отрядов активистом был Константин Иванович Козлов, а группа, работавшая под его началом в Белозерске на Вологодчине, и взяла себе чуть позже название «РеставросЪ». Многие ребята и их командир тогда открыли для себя Православие, а потому и деятельность отряда сориентировали на помощь прежде всего возрождающимся православным храмам (в целом ВООПИК - организация светская, заботящаяся о сохранении архитектурного и культурного наследия России во всех его проявлениях).

- Есть ли у «Реставроса» структура, членство?

- Наша организация состоит из добровольцев, которые участию в общих делах уделяют столько времени, сколько считают возможным. Поэтому жесткого членства у нас нет. Хотя о символическом присвоении «статуса» добровольца мы уже задумывались, - просто ради того, чтобы каждый из нас чувствовал себя частью большого коллектива, по родной эмблеме узнавал коллег, чтобы за скромностью (никто из ребят не кичится тем, что делает) можно было увидеть причастность к делу, о котором не стыдно рассказать. Структура организации очень простая - руководитель и его помощники из числа опытных добровольцев. Весь руководящий состав универсален: один и тот же человек может командовать бригадой на работах и давать интервью, подготавливать, проводить экскурсии и заниматься оформлением наших фотовыставок... Идей много, а их осуществление только в наших руках.

- Какие формы работы существуют сегодня?

- Основной идеей объединения остается помощь храмам и монастырям, а все остальное эту идею развивает и дополняет. Для каждого добровольца в «Реставросе» важна не только возможность реализации своего бескорыстного порыва, но и общение с единомышленниками, дружеское и открытое. У нас нет людей, не интересующихся в той или иной степени историей, духовными и культурными традициями России. Поэтому кроме работ в Москве и Подмосковье, летних трудовых смен за пределами Московской епархии, мы в течение всего года проводим московские и подмосковные экскурсии, экскурсионные и паломнические поездки на государственные выходные, часто, кстати, сопряженные с нашим участием в подсобных работах в тех местах, куда мы направляемся. Так, осенью 2007 года мы успели познакомиться в Костромской области со святынями и историей старинной Нерехты и при этом посильно помогли Тетеринской женской пустыни, где и жили. А в феврале съездили в святой владимирский город Муром, потрудившись заодно на заготовке дров в Воскресенском женском монастыре. Ежегодно проходят у нас и традиционные сборы: День открытых дверей, День рождения организации, Сбор летних смен, собираемся мы для молебнов перед началом нового сезона выездных рабочих отрядов, а также по его окончании. Желающие в памятные дни ездят на могилу основателя «Реставроса» К. И. Козлова, очень рано ушедшего от нас. Нередко в дни церковных праздников в том или ином нашем подшефном московском храме проходят малые сборы, в которых участвуют, в основном, ребята из сложившихся там рабочих коллективов, чаще приходящих на будничные работы именно в этот храм. Недавно отметили свой 10-летний юбилей наши курсы росписи по дереву, с чем еще раз хочется горячо поздравить бессменного преподавателя Татьяну Гришкину и ее многочисленных учеников.

- Кто может прийти в «РеставросЪ» и что ему для этого нужно?

- Потрудиться с «Реставросом» может любой желающий. Хотя наша организация молодежная, ограничений по возрасту добровольцев у нас нет. Но, учитывая, что работаем мы фактически на строительных площадках, а старший в бригаде не может «приглядывать» за каждым своим подопечным, у добровольца должна быть большая доля ответственности за то, что ему поручили, за то, чтобы выполнять задание безопасно для себя и окружающих. У новичка есть возможность сразу же присоединиться к работающим коллегам, специального собеседования проходить не нужно. Достаточно сознавать, что вы пришли в православную организацию, имеющую свои традиции и экскурсионно-познавательные предпочтения. Более подробно об этом рассказано на нашем сайте http://www.dom-restavros.ru/. Также можно позвонить или прийти к нам в приемный день, чтобы во всех подробностях узнать о том, что нужно с собой взять и к чему готовиться, - желаете ли вы поработать в Москве или сходить на экскурсию, съездить с нами летом в трудовую смену или в паломническую поездку в выходные, записаться на курсы или принять участие в каком-либо сборе.

- Нужна ли какая-то специальная подготовка?

- Специальная подготовка не требуется, - работы мы выполняем хоть и трудоемкие, но несложные. Обязательно найдется человек, который покажет, что и как нужно делать, выдаст инструмент и при необходимости научит им пользоваться, даст совет и поможет в ходе работы. Главное, выполнять задание ответственно и не делать лишнего, особенно того, чего не знаешь.

- А если человек по состоянию здоровья не может выполнять тяжелую физическую работу, но поехать с вами очень хочет?

- Конечно, когда нас просят помочь, приглашающие рассчитывают, что мы выполним определенную работу, которая не под силу самому приходу, монастырю или музею. Но внутри каждой нашей группы есть разделение труда, хотя бы на труд мужской и женский, причем необходимость в этом есть всегда, ведь общая работа так делается быстрее. Скажем, если мужчины-«тяжеловозы» постоянно, не отвлекаясь, что-либо носят, а более подверженные усталости женщины у них на подхвате, пусть понемногу, но постоянно, им это подают или нагружают, процесс получается более эффективным и менее утомительным и для тех, и для других. Практически всегда кроме общего большого задания отдельные добровольцы выполняют множество разовых и сопутствующих поручений: от покраски стен и окон до мытья полов, от дежурства по кухне и мытья посуды до прополки грядок и уборки храма. Случаются, наши знакомые просят «РеставросЪ» о помощи особой, например, в раздаче прихожанам освященной Крещенской воды. При желании любой человек может быть активным соработником в общем деле. Каждому найдется работа по силам.

- Есть ли какие-то ограничения (по взглядам и т. д.)?

- Не мы выбираем своих добровольцев, напротив - они выбирают «РеставросЪ». Приходящие к нам заведомо ориентированы на бескорыстную помощь Православной Церкви, поэтому вопросов с нежеланием трудиться и с и антиправославным подтекстом почти никогда не возникает. Высказывание своих политических воззрений, какими бы они ни были, желание выделиться в одежде, в музыкальных пристрастиях, мы просим умерить или исключить их агрессивное декларирование. В остальном у нас действуют выработанные годами очень простые и понятные для каждого элементарно воспитанного человека правила. Отражены в них и необходимые для нормальной работы коллектива дисциплина и «сухой закон» (запрет на употребление любых видов алкоголя на всех наших мероприятиях, - от рабочих поездок до праздничных встреч). За нарушение этих пунктов, за систематическое неподобающее поведение мы выдворяем добровольца из группы. Но за почти 18 лет существования организации такие случаи происходили крайне редко, хотя, не было бы их - не появился бы такой жесткий пункт в наших «Правилах». «Правила» - результат осмысления большого опыта совместной жизни и работы многих поколений добровольцев.

Продолжение следует...

Иллюстрации: Артур Михайловский, Алексей Михайловский, Мария Стефанская, Мария Корышева

Беседовал Юрий Стародубов 

***опубликовано в газете "Реставросъ, № 1 от 26.05.08".

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале