Босх — живописец уродства

В Средние века было принято изображать порок уродливым и устрашающим, то есть таким, каков он на самом деле. Но нигде зло не было таким причудливым и ужасным, как на картинах Иеронима Босха.
 Воз сена (центральная часть триптиха). Иероним Босх. 1505-06 гг. 

О нидерландском художнике под псевдонимом Иероним Босх, современнике Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микеланджело, мы знаем совсем немного. Знаем, что Иерон или Иером ван Акен (Jeroen van Aeken) — таково его настоящее имя — происходил из города Хертогенбоса Брабантского герцогства (территория современных Нидерландов). Псевдоним Босх, возможно, появился от сокращения названия родного города. Мастер родился около 1450 года в семье потомственного художника, хотя ни одной картины этой династии не известно. Можно предположить, что художественному мастерству он выучился в семье. Мы знаем также, что около 1481 года Босх женился на знатной и богатой Алейт Гойартс ван ден Мервене, вероятно благодаря этому браку, он приобрел независимость и мог писать, что хотел. Еще известно, что художник вступил в Братство Богоматери — религиозное общество в Хертогенбосе, состоящее как из монахов, так и мирян, занимающееся благотворительностью и просвещением. Босх выполнял заказы братства, например, написание алтаря для собора святого Иоанна. В 1516 году художник скончался, отпевание прошло именно в этом соборе, в капелле (т.е. в боковом пределе) братства. Нам также известно, что Босх был знаменит и почитаем. После смерти художника испанский король Филипп II (1527-1598 гг.) собрал большую коллекцию его работ в своей резиденции-монастыре Эскориале.

Творчество Босха загадочно. Испанские богословы XVI века подозревали его в ереси, но потом художник был оправдан. Некоторые исследователи усматривают влияние на Босха алхимии и мистики, особенно Иоганна Рюйсбрука, фламандского мистика, прозванного Удивительным или Великолепным. Другие считают мастера хорошим знатоком народных традиций и нидерландского фольклора. Современные исследователи говорят о Босхе как о национальном художнике, оживившим религиозную живопись народными элементами. Коллеги-живописцы ценили его мастерство колорита. Филипп II видел в Босхе моралиста, обличителя пороков, и, например, распорядился хранить картину «Семь смертных грехов» в своей спальне в Эскориале, чтобы размышлять на досуге о человеческой греховности. Можно согласиться с теми исследователями, которые считают, что картины мастера так и останутся до конца неразгаданными, потому что они были адресованы средневековому зрителю, серьезно от нас отличающемуся, глубоко религиозному католику, живущему в мире суеверий и алхимии, костров инквизиции и мистицизма, постоянных угроз эпидемий и ожиданий Страшного Суда.

Семь смертных грехов. Иероним Босх. 1475-80 гг. 

Сатира — одна из сторон живописи Босха. «Семь смертных грехов» считается почти самой ранней известной работой, хотя сам художник свои произведения не датировал. Сцены этой картины расположены по кругу, поэтому у исследователей возникло предположение, что она была настольной. В центре композиции — Всевидящее божественное око, в зрачке которого расположена фигура Христа. Под ней надпись: «Берегись, берегись, Бог видит все». Далее идут сцены, изображающие семь грехов с латинскими названиями: гнев, гордыня, сладострастие, лень, чревоугодие, алчность и зависть. Выше и ниже круга цитаты из Второзакония: «Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла. О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет!» (Втор 32: 28-29) и «И сказал: сокрою лице Мое от них и увижу, какой будет конец их; ибо они род развращенный; дети, в которых нет верности» (Втор 32:20). В четырех углах картины изображены «четыре последние вещи»: смерть, Страшный Суд, ад и Небесные Врата.

«Воз сена» — другое сатирическое произведение Босха, центральная часть алтаря[i], созданная как иллюстрация к голландской пословице «Мир — это стог сена, и всякий старается ухватить с него, сколько может». В середине композиции — воз, на его вершине восседают олицетворения пороков: поющие и играющие на музыкальных инструментах женщины — гордыня и демон с трубой - слава. Толпа, в которой можно различить и папу, и короля, гонится за возом, падает под колеса.

— Все гонятся за чувственными восторгами, социальным положением, почетом и славой, но все это краткосрочно, переходящее и, в конечном итоге, стоит не дороже сена, — писал о картине испанский монах Хосе де Сигенса, библиотекарь Эскориала и ценитель Босха.

Исследователи считают, что картина изображает тщету мирской суеты, жадную погоню за переходящими ценностями. Левая створка алтаря, частью которого является «Воз сена», представляет собой картину преисподней. Поэтому воз, запряженный нечестью, едет прямо в ад.

Иногда Босх отходит аллегорий. На картине «Несение Креста» — только лица: уродливые злословящих, клевещущих, бранящих Господа и скорбные лики Христа и святой Вероники. По мнению де Сигенсы, Босх — единственный художник, осмелившийся изобразить человека таким, каков он внутри, в отличие от других, которые писали то, что снаружи.

Искушение святого Антония (центр.часть триптиха). Иероним Босх. 1505-06 гг. 

Картины ада были второй, наиболее таинственной стороной творчества Босха. Ад и демоны присутствуют у Босха почти везде. Алтарь «Искушения святого Антония» (преподобного Антония Великого) наполнен бесами: чудовищами, составленными из частей различных животных, уродливыми карликами, летящими рыбами-кораблями, безголовыми птицами, оживающими предметами, обнаженными женскими фигурами. Критики двадцатого века называли Иеронима Босха сумасшедшим. Благодаря изображениям геенны огненной, мастер получил от сюрреалистов прозвище «почетного профессора кошмаров». Они считали художника своим средневековым предтечей, который бессознательно зарисовывал плоды своей необузданной фантазии. Насколько оправдана такая трактовка живописи Босха — спорный вопрос, поскольку исследователи находили в адских панорамах алхимические и мистические символы, а также заимствования из литературных произведений.

На самом загадочном и самом известном алтаре «Сад земных наслаждений» три створки: на правой — рай, последние три дня творения мира; на центральной — сам Сад наслаждений; на левой — ад. Спорна центральная часть. Многие исследователи нашего времени называли ее естественной инстинктивной жизнью незадолго до грехопадения: множество обнаженных фигур предаются играм и любовным утехам, катаются на невиданных животных, купаются в пруду, поедают причудливые огромные плоды. Подкупает то, что это, пожалуй, единственная лирическая, на первый взгляд, композиция Босха, в ней нет ужасного, она выполнена в ясных и сочных тонах, залита мягким светом. Более того, пейзаж в ней очень похож на пейзаж рая из правой створки. Однако среди этой вроде бы невинной панорамы то тут, то там выглядывают сова - символ искушения и обмана, удод — знак нечистоты, бабочка — олицетворение ветреного желания, единорог — указание на смерть. Мистик Иоганн Рюйсбрук пишет, что сова избегает света и посещает мертвых. Люди, напоминающие сову, ленивы и праздны, избегают дневного света, потому что они не хотят знать, понимать и любить сущее. Удод предпочитает жить там, где воздух зловоннее. Его сравнивали с нечистым человеком, который хочет быть приятен людям и для этого рядится в прекрасные перья. Один из исследователей назвал «Сад» «отравленным раем», следствием которого может быть только ад (левая створка).

 
Христос, несущий крест. Иероним Босх. 1515-16 гг. 

Существо с птичьей головой, сидящее на высоком троне, поедающее грешников и испражняющееся ими в выгребную яму; человек, распятый на арфе; заяц, поймавший своего охотника; бесы с мерзкими рожами, груды тел, — это ад Босха, где господствует хаос. Мотив музыкальных инструментов мастер, скорее всего, заимствовал из некоторого средневекового сочинения «Видения Тундала», где беспечному рыцарю Тундалу при жизни довелось побывать в аду. Освещение на картине резкое, неестественное, но оно наводит сомнения на призрачность преисподней — ад реален. «Чудовища и подобные им персонажи Босха являются не порождением прихотливого воображения, а существами из другой реальности гораздо более близкой к истине, чем та, что мы фиксируем глазами. Они отображают эту реальность как живое проявление, ее тайную жизнь, движущие силы, крайнюю степень упадка и разложения», — писал исследователь Босха Барнс, живший в ХХ веке.

Какой ад изображал Иероним Босх — свой внутренний, субъективный или внешний, объективный? Многие современные исследователи утверждают, что преисподняя в его произведениях — это преисподняя его души. Изображая ее, художник от нее спасался. А могло ли быть так, что, действительно, как писал Доминик Лампсоний в 1572 году, ад показан ему? И какая душа могла бы выдержать такую тьму? И где могла найти спасение?

Некоторые считают, что Босх, возможно, сам боялся своих творений. Некоторые думают, что он через страх пытался внушить зрителю набожность. Некоторые говорят, что тьма на его картинах победила свет. Но панорамы ада предполагают, что где-то есть и рай, и тьма предполагает свет, о котором через эту тьму свидетельствовал Босх. Возможно, через мрак мастер пробивался к Свету. Ведь есть у него и прекрасные, солнечные изображения святых, и далеко за сценой с возом сена расстилается чудесный пейзаж, а в облаках виден светлый облик Христа.

 

Репродукции картин Иеронима Босха можно увидеть здесь http://nearyou.ru/bosch/01bosch.html

[i] Алтарем в католичестве называется Святой Престол, а также живописное изображение над Престолом, обычно складень с тремя или более створками.

Впервые опубликовано 15 октября 2008 года

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале