Книжная десятка: Непростые вопросы

Размышления героев на грани жизни и смерти, автобиография вундеркинда, записки странного подростка, история воцерковления, авантюрный роман, детектив, и детская повесть — таков наш сегодняшний список. Что же объединяет эти произведения? Нашу десятку составляют книги, в которых перед персонажами и читателем ставятся непростые вопросы. Хочешь — не хочешь — приходится искать ответ.
1. Повесть И. Грековой «Фазан» был написана в 1984 году, но недавно, как и другие произведения этого любимого многими автора, была переиздана. Настоящее имя писательницы, скрывшейся под псевдонимом И. Грекова, — Елена Сергеевна Вентцель, но под ним она публиковала только научные статьи – по математике и теории вероятностей. Первые рассказы И. Грековой появились в начале 60-х годов в журнале «Новый мир». Читателям тех лет очень полюбился роман «Кафедра» о жизни учёных, а повести «Вдовий пароход» и «Хозяйка гостиницы» позже были экранизированы. Герой повести «Фазан», Федор Филатович, прожил свою жизнь так, как ему хотелось, оглянуться не успел, и она утекла, как песок сквозь пальцы. Теперь он болен, обездвижен и нем, прикован к постели. Главным его врагом и мучителем стал неисправный кран на кухне, из которого течёт и капает на разные лады вода. Всё, что остается беспомощному больному — бесконечный внутренний монолог, воспоминания о разных днях жизни, которую он так бестолково растратил. Сможет ли он на смертном пороге осознать свою вину перед близкими, и перед самим собой?
 
2. О том, как прожита жизнь, рассуждает и героиня романа Маргариты Хемлин «Клоцвог». Майя Абрамовна Клоцвог шла по жизни напролом, не замечая препятствий. Вроде бы, всё хорошо, но почему вокруг неё такая пустота? «Ну, что я сделала не так? Чем я не такая как вы? За что вы все меня ненавидите?» Героиня романа задаёт вопросы своим близким,  но ни от кого из них не получает ответа. Ответ — вся книга от начала и до конца. Дело в том, что кроме любящих дев, верных жён и пламенных борцов (борцыц?) существовали и совсем другие женщины. Женщины, обеими ногами стоящие на земле. Те, которые приспособились, выжили, отстояли и приумножили, но при этом пошли на некий серьёзный компромисс. Этот тип героини — не такая уж редкость. Начиная... ну, например, со Скарлетт О’Хара и кончая «Сладкой женщиной» из советского фильма. Они — выживальщицы. Но можем ли, мы, сами потомки выживших, их, таких, осуждать? «Я повернулась и пошла. И туфли у меня стучали каблучками. Высокими, между прочим. С титановой набоечкой. Такие ставили по Москве только в двух местах. И то не на всякую обувь».
 
3. Полина Осетинская «Прощай, грусть». Автобиографию молодой пианистки, девочки в шесть лет сыгравшей первый концерт на большой сцене и активно концертировавшей по всему Советскому Союзу сложно назвать «историей успеха». Автор этой книги до сих пор не может слышать слова «вундеркинд». Вундеркиндом Полину сделал отец — строгий, властный, жестокий, всё решивший за неё. Полина была знаменитым ребёнком, но детства у неё не было, и в своей жизни она не имела права голоса. Стоит ли известность и слава таких жертв? В подростковом возрасте девочка решила уйти от отца, чтобы учиться и жить самостоятельно. «Прощай грусть» очень честная и искренняя книга, героиня анализирует своё детство, делает выводы и обобщения, но больше всего она мечтает наконец примириться с отцом.
 
4. Юрий Вяземский «Шут». Этот странный, не по возрасту развитый и умный подросток предпочитает писать о себе в третьем лице: «Жил-был Шут. Но никто из окружающих не знал этого настоящего его имени. Отец звал его Валентином, мать — когда Валенькой, когда Валькой. В школе называли его Валей». Почему так одинок этот мальчик из благополучной семьи, почему ему скучно со сверстниками? Умная, ироничная, грустная и смешная книга о взрослении. Времена в ней описаны позднесоветские. Были ли мы с вами похожи на героя этой книги? Похож ли он на нынешних подростков? Если вы хотите вспомнить себя в подростковом возрасте, или лучше понять своих подрастающих детей, прочитайте эту книгу.

 
5. Елена Чижова, «Лавра». Героиня книги — молодая женщина. Её муж приходит в Церковь и идёт по пути веры. Он — идёт, а она хочет за ним последовать, но у неё не получается. Можно сказать, что это — история невоцерковления. Больной пришёл в больницу, постоял в дверях и не стал лечиться. То ли лицо главврача не понравилось, то ли методы лечения, но факт остаётся фактом — пришёл человек к Врачу, и ушёл восвояси. Ни у кого из людей, окружавших главную героиню, не хватило любви, чтобы отогреть её. Муж её был примерным христианином, хорошим человеком, но вышло так, что его любовь к Богу стала, возможно, ещё одной причиной не-прихода к Богу героини. К Церкви у неё внимание и ревность, как сопернице. Начать церковную жизнь героиня не спешит, потому что в Церкви не видит ни одного конкретного человека, которому она была бы нужна. Очень трудно почувствовать Божию любовь, когда не ощущаешь любви человеческой. Ждать любви, требовать любви — это очень близко к гордыне, и душевное состояние героини — очень тяжёлое. Очень сложная, горькая книга хорошего автора.
 
6. Алексей Варламов «Балашов». Это произведение автор определил как «рассказ-судьба». В фокусе внимания — почти до конца прожитая жизнь не самого приятного на свете человека. Никого не любил, искал в жизни удобства, почёта и уважения, любящую женщину — бросил, дочь не воспитал. «Жизнь прошла, как сон пустой», но почему-то с каждой прожитой-перелистнутой страницей этот персонаж становится читателю всё более симпатичен, может быть, потому что автору удалось передать ощущение что каждая жизнь — чудо.
 
7. Юрий Поляков «Грибной царь». Мне сказали, что среди героев этой книги есть очень убедительный священник, и я стала её читать. Правда, до того момента, когда появляется священник, в книге много разного встречается, но о том что взяла «Грибного царя», я не пожалела ни на секунду. Герои — плохие, скучные, смешные, хорошие, разные, и все без исключения — живые. Сюжет динамичный, авантюрный. Жизнь со всеми её мелкими чудесами и бытовыми реалиями — узнаваемая. Медленно ползёт мучительно длинный день усекновения главы Иоанна Предтечи. У главного героя что-то вроде кризиса предпенсионного возраста. Вроде бы всё лучшее уже только в воспоминаниях, настоящее не радует. Мечтая о возможной «новой жизни», герой, что называется «дует на воду». Повествование затягивает, как тяжёлый послеобеденный сон, кажется, что кончится всё плохо, но в финале добрый волшебник вдруг расставляет все точки над и, и становится не страшно — можно выдохнуть и есть ещё немного времени, чтобы попытаться всё исправить. Об этой книге потом долго думаешь. Хочется вернуться и перечитать. Да, и священник действительно очень убедительный.
 
8. Джонатан Фоер «Жутко громко и запредельно близко». Книга написана от лица десятилетнего мальчика, но это не значит, что она детская. Наоборот, книга довольно сложная и неоднозначная, но многие из тех кто её прочитал, называют её среди самых любимых. Отец Оскара Шепа погиб в одной из башен-близнецов 11 августа 2001 года. Почему это произошло? Можно ли было предотвратить гибель отца? Как помочь бабушке и маме? Эти вопросы не отпускают мальчика. Они почти заслонили обычные его вопросы, которые всегда начинались словами: что бы придумать? Оскар генерировал по идее в секунду, отец поощрял его в этом, но отца больше нет, остались только тяжёлые, как гири вопросы. И мальчик выбирает изних один, самый странный — почему его отец перед смертью написал на листке бумаги чью-то фамилию? Необычный мальчик пытается жить обычной жизнью, но невольно вовлекает в орбиту своей деятельности множество разных людей, меняя их судьбы. Он совершает неожиданные открытия и, в результате, находит то, что совсем не искал.
 
9. Луис Сашар «Ямы». Книга, которую интересно читать вслух. Вообще-то книга детская, но и взрослым будет интересно. Главное — читать вслух вместе с детьми и по порядку, потому что если вы утащите книгу в свою комнату, чтобы узнать, чем же всё закончится, удовольствие будет испорчено. «У Стенли Илнетса был выбор. Судья сказал: «Ты можешь отправиться в тюрьму, а можешь — в лагерь «Зелёное озеро». Стенли родился в бедной семье. Он раньше никогда не был в лагере». В лагере для несовершеннолетних преступников основное занятие (оно же — развлечение, оно же — наказание) — копать ямы. Вскоре Стенли, самый толстый и неуклюжий, из всех, выучился это делать виртуозно. Но начал подозревать, что эти ямы — неспроста, так оно в результате и оказалось. Копая ямы, Стенли, который вообще-то попал в лагерь случайно, за чужой проступок, начинает размышлять о том, почему его отцу, такому умному и хорошему, так патологически не везёт, и не передалось ли это невезение по наследству ему самому. Ответы на все вопросы будут получены, кончится всё хорошо, а главное — будет много удивительных приключений.
 
10. Марк Хэддон «Загадочное ночное убийство собаки». По форме это — детектив. Главный герой романа британского писателя — подросток, страдающий аутизмом. Расследуя убийство собаки, найденной в соседнем дворе, он пытается одновременно понять логику обычной жизни и взаимоотношений людей, которая ему совершенно непонятна. Родители Кристофера развелись, это и для обычного подростка — травма, а для аутиста — катастрофа. Мальчик решает поехать в другой город, к отцу, и начинает вести подробный дневник в надежде, что ему удастся во всём разобраться.

Впервые опубликовано 1 марта 2012 года
Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале