Чтение Великого поста. Двадцать седьмой день от игумена Иоасафа (Полуянова)

По доброй традиции, православные христиане стараются провести Великий Пост за молитвой, чтением Евангелия, благочестивых книг и наставлений. Что выбрать? Двадцать седьмой день представляет игумен Иоасаф (Полуянов), руководитель Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Московском Даниловом монастыре.

- Для меня, как для монаха, главной книгой во дни Великого поста является Новый Завет. Много лет назад, еще когда мы были молодыми монахами, в нашем монастыре жил епископ Зосима (Давыдов). Наши келии были напротив и мы старались на протяжении первой недели поста прочитывать по одному евангелисту, как заповедовал преподобный Серафим Саровский: «Чтобы ум плавал в Священном Писании». Достаточно много времени на это уходило, поскольку мы читали по очереди вслух. На чтение Евангелия от Марка, например, уходило около полутора часов, на остальные – еще больше. Чтение кончалось глубоко за полночь, но, тем не менее, я вспоминаю это время с огромной радостью и благоговением, потому что главной книгой для нас, христиан, было и есть Евангелие.

А еще одной книгой, которая в Великий пост (и вообще всегда) лежит у меня на столе, является "Лествица". Я ее с огромным вниманием перечитываю. Потому что пост – это время, когда каждый из нас стремится что-то в себе преодолеть, а в духовной жизни просто ничего не бывает, человек восходит постепенно, потому и использован образ "Лествицы".

Иоанн Лествичник

Лествица

Cлово 11

О многоглаголании и молчании

1. В предшествовавшем слове мы сказали кратко о том, сколь бедственно и вредно судить ближних, вернее же самим судимыми быть и страдать от собственного языка; что случается и с мнимо духовными мужами. Ныне же порядок требует, чтобы мы показали причину сего порока и дверь, которою он входит в нас, или вернее, которою он из нас выходит.

2. Многоглаголание есть седалище, на котором тщеславие любит являться и торжественно себя выставлять. Многоглаголание есть признак неразумия, дверь злословия, руководитель к смехотворству, слуга лжи, истребление сердечного умиления, призывание уныния, предтеча сна, расточение внимания, истребление сердечного хранения, охлаждение святой теплоты, помрачение молитвы.

3. Благоразумное молчание есть матерь молитвы, воззвание из мысленного пленения, хранилище божественного огня, страж помыслов, соглядатай врагов, училище плача, друг слез, делатель памяти о смерти, живописатель вечного мучения, любоиспытатель грядущего суда, споспешник спасительной печали, враг дерзости, безмолвия супруг, противник любоучительства, причащение разума, творец видений. Неприметное предуспеяние, сокровенное восхождение.

4. Познавший свои прегрешения имеет силу и над языком своим; а многоглаголивый еще не познал себя, как должно.

5. Любитель молчания приближается к Богу, и тайно с Ним беседуя, просвещается от Него.

6. Молчание Иисусово постыдило Пилата; и безмолвие уст благочестивого мужа упраздняет тщеславие.

7. Петр Апостол изрек слово, и потом плакася горько, забыв изречение Псалмопевца: рех сохраню пути моя, еже не согрешати ми языком моим (Пс. 38, 1); и слово другого мудрого мужа: „лучше пасть в высоты на землю, нежели от языка” (Сирах. 20, 18).

8. Но не хочу много писать о сем, хотя коварство страстей и побуждает меня к тому. Впрочем скажу, что я узнал некогда от одного человека, который беседовал со мною о молчании уст. „Многоглаголание, сказал, рождается непременно от которой-нибудь из сих причин: или от худой и невоздержной жизни и привычки, (ибо язык, будучи естественным членом сего тела, чему научится, того по навыку и требует); или, что наиболее бывает в подвизающихся, от тщеславия, а иногда и от многоядения. Посему часто бывает, что многие с некоторым насилием и изнеможением укрощая чрево, обуздывают вместе и язык и многословие.

9. Кто возымел попечение об исходе из сей жизни, тот пресек многословие; и кто приобрел плач души, тот отвращается многоглаголания, как огня.

10. Возлюбивший безмолвие затворил уста свои; а кто любит выходить из келлии, тот бывает изгоним из нее страстию многоглаголания.

11. Познавший благоухания огня, сходящего свыше, бегает многолюдных собраний, как пчела - дыма. Ибо как дым изгоняет пчелу, так и сему нетерпимо многолюдство.

12. Не многие могут удержать воду без плотины; и еще менее таких, которые могут удерживать уста невоздержные.

Читайте также: 

Чтение Великого поста. Двадцать шестой день от Владимира Легойды

Чтение Великого поста. Двадцать пятый день от Олеси Николаевой

Чтение Великого поста. Двадцать четвертый день от митрополита Калужского и Боровского Климента

Чтение Великого поста. Двадцать третий день от протодиакона Александра Агейкина

Чтение Великого поста. Двадцать второй день от Светланы Луганской

Чтение Великого поста. Двадцать первый день от Михаила Селезнева

Чтение Великого поста. Двадцатый день от Григория Александровича Любимова

Чтение Великого поста. Девятнадцатый день от Виктора Антоновича Садовничего

Чтение Великого поста. Восемнадцатый день от игумена Всеволода (Варющенко)

Чтение Великого поста. Семнадцатый день от игумена Евфимия (Моисеева)

Чтение Великого поста. Шестнадцатый день от протоиерея Всеволода Чаплина

Чтение Великого поста. Пятнадцатый день от протоиерея Максима Козлова

Чтение Великого поста. Четырнадцатый день от Александры Никифоровой

Чтение Великого поста. Тринадцатый день от Фредерики де Грааф

Чтение Великого поста. Двенадцатый день от Андрея Десницкого

Чтение Великого поста. Одиннадцатый день от Елены Жосул

Чтение Великого поста. Десятый день от Ольги Седаковой

Чтение Великого поста. Девятый день от Владимира Буреги

Чтение Великого поста. Восьмой день от иеромонаха Симеона (Томачинского)

Чтение Великого поста. Седьмой день от Сергея Чапнина

Чтение Великого поста. Шестой день от игумена Арсения (Соколова)

Чтение Великого поста. Пятый день от Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина

Чтение Великого поста. Четвертый день от эконома Данилова монастыря игумена Иннокентия (Ольхового)

Чтение Великого поста. Третий день от протоиерея Димитрия Карпенко

Чтение Великого поста. Второй день от епископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта

Чтение Великого поста. Первый день от ректора Московских духовных школ архиепископа Евгения

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале