Патриархи XX века: Сергий - Крестоноситель

Сегодня мы говорим о Патриархе Сергии - самом спорном российском Предстоятеле. Он пошёл на огромный компромисс с властью, и он же спас Церковь от изгнания в подполье и последующего уничтожения. Ожесточённые споры вокруг этого имени не утихают до сих пор.
 Митрополит Сергий (Страгородский)

 Патриарх Сергий

(Страгородский)

 Сталин и дети
 Сталин и дети
Гулаг
 Гулаг
 Гулаг
 Фото: А. Родченко

 Демонстрация.

Фото: А. Родченко

Сергий (Иван Николаевич Страгородский), 12-й Патриарх Московский и всея Руси, родился 11 января 1867 г. в семье арзамасского

Электрофикация
 Электрификация
 Коллективизация
Коллективизация
 Индустриализация
 Индустриализация
 Репрессии
 Репрессии
 Великая Отечественная
 Великая Отечественная

священника.  После окончания духовной академии принял монашество, служил в заграничных миссиях. В 1901 г. назначен ректором Петербургской академии, рукоположен во епископа Ямбургского. Через четыре года переведён на Финляндскую архиепископию, возглавлял комиссию по исправлению богослужебных книг, а в 1911 стал членом Святейшего Синода. В 1917 г. стал Владимирским архиепископом, на Всероссийском Поместном Соборе возведён в сан митрополита.

16 июня 1922 присоединился к обновленческому расколу, но уже через год, 27 августа 1923 г., публично покаялся перед Патриархом Тихоном. 10 декабря 1925 г. возглавил Церковь как Заместитель Патриаршего Местоблюстителя - арестованного митрополита Петра (Полянского).

Владыка Сергий пошёл на максимально возможный компромисс с властью, что крайне неоднозначно восприняли и в России, и за границей; более того, в 1930 г. в интервью правительственной прессе он заявил, что гонений на веру в нашей стране нет. Многие искренние христиане не могли понять и принять такой позиции, хотя она была для владыки тяжелейшим крестом и оставляла Церкви хоть какую-то возможность существовать легально.

В 1936 г., после известия о смерти (как выяснится потом - ложного) митрополита Петра, митрополит Сергий становится Местоблюстителем Патриаршего престола (возможности избрать Патриарха по-прежнему не было). После гонений конца 30-х на свободе осталось только четыре архиерея Патриаршей Церкви, а количество открытых храмов было около ста по всему Союзу.

Но мужественная реакция Церкви на начавшуюся Великую Отечественную войну, поддержка армии, обращения к верующим с призывом защитить Родину заставили Сталина, много лет гнавшего Церковь, изменить своё отношение к ней. 4 сентября 1943 г. генсек принял в своей резиденции Местоблюстителя и двух его ближайших помощников, а через четыре дня прошёл Архиерейский Собор, избравший владыку Сергия Московским Патриархом.

Пройдя крайние испытания, столкнувшись с открытым непониманием и неприятием со стороны не только противников Церкви, но и верных её сыновей, Патриарх Сергий дожил до момента, когда власть открыто признала роль Церкви в обществе. Это был крест всей его жизни, миссия, которую он исполнял от начала до конца. 15 мая 1944 г. Святейшего не стало.

Патриарх Сергий по-прежнему остаётся самой спорной фигурой в церковной истории ХХ века. Вспоминая его многочисленные уступки властям и резкость к оппонентам, нельзя забывать и другое - глубокую молитвенность, смирение, готовность к самопожертвованию. Как бы поступил другой архиерей на его месте и к чему это привело бы Церковь - вопрос открытый.

 

В правление митрополита, а затем Патриарха Сергия (1925-1936-1943):

  • Издана «Декларация 1927 года», призывавшая к союзу к Советским правительством. Этот документ был многими не принят и расценён как отступничество (противники «Декларации» ввели термин «сергианство», означающий преклонение церковной власти перед светской и ставший расхожим ярлыком);
  • Русская Зарубежная Церковь разорвала отношения с Московским Патриархатом[1];
  • Возникли так называемые «расколы справа» («иосифляне», «даниловцы», «непоминающие»); к ним относились архиереи, клирики и миряне, не посягавшие на церковные традиции, но посчитавшие действия митрополита Сергия предательством;
  • Достигли апогея большевистские гонения на веру (1937-1938 гг.);
  • Русская Церковь наконец обрела относительную свободу и законного Предстоятеля (1943 г.).


[1] До 1936 г. и Зарубежная Церковь, и многие архиереи в России продолжали быть формально едиными с Патриаршей Церковью. Находившийся в ссылке митрополит Пётр - убеждённый противник компромисса с большевиками - единодушно признавался законным Местоблюстителем, но на деле был отрезан от церковной власти. Когда он погиб, расколы стали необратимыми.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале