Народные иконы выставлены на Пречистенке (ФОТО)

19 июня 2012 года выставка «Народная икона» открылась в залах Музейно-выставочного комплекса Российской академии художеств - Галерее искусств Зураба Церетели (ул. Пречистенка, 19). Антиквары, коллекционеры, ученые и простые зрители открывают для себя новый пласт русской культуры.

На выставке На выставке

Народная икона – это икона, написанная мастером из народа, условно говоря, народным иконописцем. От иконописца обычного его отличает отсутствие академической выучки. Создатели народных икон – мастера-самородки, как правило, деревенские, наподобие народных художников или поэтов. Свое представление о том, какой должна быть икона, они получали или от своих деревенских учителей-иконописцев, или в храме, видя, какие иконы уже освящены Церковью, или спрашивая о канонах иконописи местного священника.

Тайная вечеря, XIX век, Русский СеверТайная вечеря, XIX век, Русский Север

- Народный иконописец – это крестьянин, который занимается иконописью, грубо говоря, параллельно с огородом.  Он видит иконы в храме и пишет свои, как ему душа подсказала, говорит доктор культурологи, профессор кафедры культурологи и журналистики ЯГПУ Татьяна Юрьева.

Христос - Лоза Истинная, XIX век, Южная Россия Христос - Лоза Истинная, XIX век, Южная Россия

Паспятие Христово с врезанным меднолитым крестом, XIX век, Русский Север Паспятие Христово с врезанным меднолитым крестом, XIX век, Русский Север

При этом, предупреждает куратор и руководитель выставки доктор искусствоведения Ирина Бусева-Давыдова, народную икону нельзя однозначно называть непрофессиональной, потому что в России существовал целый цех деревенских художников-иконописцев и были села – например, Мстера или Палех – в которых занимались в основном иконописью.

-  Как только ребенок начинал держать в руках кисточку, палочку или карандаш  – примерно в пять лет -  его уже сажали, чтобы он выполнял простейшую работу. Поэтому когда он достигал более-менее взрослого возраста, рука была как железная.  Круглые нимбы на иконах рисовали без всякого циркуля. Сейчас иконописцы не имеют такой выучки. Так что это иконы профессиональные, но народные, - говорит Бусева-Давыдова.

Где проходит граница между искусством церковным и народным, сказать сложно. Народную икону стали открывать не так давно, первые небольшие выставки устраивались в прошлом году, и нынешняя экспозиция в Академии художеств, как говорят ее организаторы – «первая ласточка» в процессе изучения народной иконы.

- Специалисты до сих пор не выработали общего мнения по этой проблеме, говорит Татьяна Юрьева. -  Публикаций о народной иконе немного, научные тексты можно пересчитать по пальцам.

Икона Богоматери Икона Богоматери "Умягчение злых сердец", XIX век

Икону вообще можно рассматривать с двух точек зрения – как предмет культа или как произведению искусства.

- Не каждая каноническая икона является образцом высокого искусства. Но если образ будет освящен, значит, священник признал, что он является настоящей иконой. И если в плане его принадлежности к искусству могут возникнуть вопросы, то как предмет культа, церковной жизни с этого момента он будет признан, и «экспертом» в этом случае выступает батюшка, который, скорее всего, будет таким же крестьянином, как и иконописец, соответственно, и оценивать образ будет по своим критериям, - говорит Татьяна Юрьева.

Четких критериев не очень много. Соборы издавали крайне мало постановлений, касающихся иконописания, большинство знаний о том, как писать иконы, осталось в традиции и передавалось от мастера ученикам. Соответственно, те, кому повезло попасть к лучшему и более глубоко знакомому с традицией учителю, могли писать лучшие иконы. Те же, кто учился в других условиях или не имеет таланта к изобразительному искусству, писали более простые иконы, и на выставке в Академии художеств можно увидеть самые разные по качеству, яркости, манере изображения образы.

- Я работаю с народными иконами, и ни разу не встретила двух одинаковых! – признается Ирина Бусева-Давыдова.

Чудо Архангела Михаила о Флоре и Лавре, XIX век, Центральная Россия Чудо Архангела Михаила о Флоре и Лавре, XIX век, Центральная Россия

Христос в темнице, XVIII век, холст, маслоХристос в темнице, XVIII век, холст, масло

Христос в темнице, XIX век, УралХристос в темнице, XIX век, Урал

Святые Феодор Стратилат и Василий Анкирский, XIX век, ВяткаСвятые Феодор Стратилат и Василий Анкирский, XIX век, Вятка

Теоретически, если народный мастер получит соответствующее образование, глубже познакомится с церковными канонами или чудом Божиим в нем откроется талант, например, подобный дарованию преподобного Андрея Рублева, его иконы станут уже не народными, а самыми обычными церковными. Но, как говорит Татьяна Юрьева, в реальности таких мастеров может быть очень немного.

Воскресение Христово, XIX век, холст, масло Воскресение Христово, XIX век, холст, масло

С народными иконами случаются чудеса. Например, на витрине Брянского художественного музея лежала народная икона, которая в 90-е годы замироточила, и этот факт был зафиксирован. Правда, Церкви икону не передали.

Расцвет народных икон в России начался после отмены крепостного права в 1961 году – тогда крестьяне, получившие свободу, смогли по своему усмотрению распоряжаться имуществом и, соответственно, покупать в дом сколько угодно икон. Часто желания крестьян-заказчиков определяли, на какие сюжеты будут написаны иконы. Пройдясь по выставке, можно увидеть, что часто это или очень почитаемые в народе святые (преподобный Серафим Саровский, Параскева Пятница, пророк Илия), или чтимые образы (например, иконы Матери Божией «Казанская»), или известные евангельские сюжеты (к примеру, притча о зернах и плевелах).

Пророк Илия, XIX век, УралПророк Илия, XIX век, Урал

Пророк ИлияПророк Илия

Избранные святые - Евдокия, Параскева, Пелагея, Андрей, XIX век, Русский северИзбранные святые - Евдокия, Параскева, Пелагея, Андрей, XIX век, Русский север

Притча о зернах и плевелах Притча о зернах и плевелах

Народная икона  - необязательно древняя и даже дореволюционная. В Советском союзе в 60-70-х годах на волне интереса к культуре Древней Руси создавались народные иконы – и сегодня они также пользуются вниманием коллекционеров. «Верхней границы», обозначающей. Когда закончился период создания народных икон, нет. К примеру, иконы, написанные современными заключенными в тюрьмах, тоже считаются народными, могут попасть в каталоги и стать предметом исследования специалистов.

Распятие Христово, XIX век, дерево, резьба, смешанная техникаРаспятие Христово, XIX век, дерево, резьба, смешанная техника

- Народная икона совершенно не исчерпала себя и будет иметь продолжение. Если вера живет, должны жить и все формы, с ней связанные. Может быть, сейчас, когда мы разговариваем, кто-то пишет народную  икону, - предполагает Бусева-Давыдова.

Отчего в наши дни вдруг возник интерес к народной иконе – определенно говорит сложно. Можно предположить, что причина в том, что рынок древнерусских икон сокращается, а тут открывается целый новый еще почти не освоенный пласт.

-   Собирание народной иконы продвинули коллекционеры, причем не наши, а финские, итальянские, которые оценили народную икону еще в то время, когда в России к ней почти никто не относился как к чему-то по-настоящему ценному, - рассказывает Бусева-Давыдова.

На выставке На выставке

Евгений Ройзман, представивший на выставке иконы из своей коллекции, рассказывает, что в некоторых музеях даже подписывали акты о сожжении народных икон как не представлявших, по мнению некоторых специалистов, музейной ценности. Сегодня, на наших глазах, ситуация меняется. В сентябре, по словам Ройзмана, планируется круглый стол по народной иконе и уже сейчас будут готовиться первые публикации об этом феномене культуры.

Пока же можно прийти в Академию художеств выставку и составить собственное представление о народной иконе.  В экспозиции представлены около 400 экспонатов из более чем 30 коллекций, география  которых простирается от Сибири до Эстонии.

Выставка продлится до 16 сентября.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале