Пасха — центр мироздания

Воскресение Христово — это центральное, самое важное и радостное, событие в истории мироздания, праздник, во время которого каждый, приобщившийся Христову Воскресению, становится подлинным чадом Божиим и во всей полноте видит славу своего Господа и Спасителя.
 

Воскресение Христово — это центральное, самое важное и радостное, событие в истории мироздания.

Бог, став человеком, воспринял и исцелил в Себе всю человеческую природу. Его Воскресение открыло путь к вечной жизни и для каждого верующего, приобщившегося ко Христу, принявшего Его в свою жизнь, в самую глубину собственного бытия. Где Христос, истинный Бог и Источник жизни, там «Смерть перестала быть для нас предметом страха, — пишет митрополит Сурожский Антоний, — она — разверзающаяся дверь в вечность; и когда придет время, глас Божий, который призвал все существующее в бытие, загремит, и воскреснем мы все плотью и духом, и воспоем Господу вечную песнь радости, торжества и благодарения!»

В праздник Пасхи еще в этой жизни человек как никогда может прикоснуться к этой ликующей радости грядущего воскресения, ощутить явление на земле Небесного царства.

Пасхальная литургия — это не просто воспоминание о Воскресении Христовом и ожидание грядущего всеобщего воскресения, а реальное приобщение к этому чуду. В эту светозарную ночь христианин приобщается, по словам святителя Григория Богослова, «самого Воскресения, не ожидаемого только, но уже совершившегося и примиряющего собою весь мир».

В пасхальном каноне преподобного Иоанна Дамаскина Церковь прямо призывает верующих непосредственно участвовать в великом таинстве Воскресения: «Очистим чувства и увидим Христа, сияющего неприступным светом воскресения, и "радуйтесь" ясно услышим от Него, воспевая победную песнь». И это не просто взгляд со стороны: человек, вместивший в свое сердце Христа, пройдя вместе с Ним весь Его крестный путь через страстную неделю, через распятие и восстание из мертвых, приобщается реальному опыту Воскресения своего Творца и Спасителя: «Вчера я погребался с Тобою, Христе, сегодня восстаю с Тобою воскресшим...»

Эта сияющая радость пронизывает собою всю вселенную: «Теперь всё наполнилось светом — небо, земля и преисподняя; да празднует вся тварь восстание Христа, на Котором утверждаемся».

 
Пасхальный крестный ход. Фото: Ru.sputnik.kg  

Служба на Пасху начинается крестным ходом вокруг храма, с зажженными свечами в руках всех собравшихся и с пением: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангелы поют на небесех: и нас на земли сподоби (удостой) чистым сердцем Тебе славити». Этот крестный ход олицетворяет собой шествие мироносиц, учениц и сподвижниц Христа, ранним утром ко гробу Спасителя для помазания Его пречистого Тела. Преданные Спасителю женщины не смогли это сделать накануне, потому что была суббота, день, в который предписывалось строго хранить покой.

Евангелист Марк так рассказывает об этом событии: По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? (Мк. 1, 3) Опасения мироносиц имели все основания. По иудейскому обычаю покойников хоронили в выкопанных в скале склепах и обычно заваливали вход в них очень большим камнем, который могли поднять только несколько сильных мужчин. Затруднения святых жен разрешились неожиданно и чудесно. Они увидели, что камень отвален от гроба. Когда мироносицы по гробницы, они увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Их невиданный страх (во гробе не было тела бесконечно любимого ими Учителя) тут же сменился небывалой радостью. Ангел, явившийся в виде юноши, сказал им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь (Мк. 16, 6).

Эта самая радостная и важная в истории человечества весть раздается и перед затворенными дверями храма, где останавливается процессия. Священники трижды поют тропарь Пасхи: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.» «Христос воскресе!» — ликующе возвещают они. «Воистину воскресе!» — отвечает народ. Пение священников подхватывает хор. Ликующая радость уже переполняет мироздание.

Священнослужители и верующие входят в храм. Начинается пасхальная утреня. «К свету идяху, Христе, веселыми ногами, Пасху хваляще вечную», — поется в храме. И действительно, священнослужители, много раз обходя храм с каждением, даже не идут, а бегут, летят по храму с радостным криком: «Христос воскресе». Так некогда царь Давид радостно плясал, «скакал» перед Ковчегом Завета, главной святыней ветхозаветного израильского народа, предвосхищая ту великую радость, которая открывается в день Христова Воскресения.

 
Фото: Pokrovzar.ru 

В конце утрени читается пасхальное слово святителя Иоанна Златоуста, призывающее людей забыть обо всех своих заботах и скорбях и жить только этой беспредельной пасхальной радостью: «Никто пусть не плачет от бедности, потому что явилось общее царство! Никто пусть не оплакивает согрешений: прощение воссияло из гроба! Никто пусть не страшится смерти, потому что освободила нас смерть Спасителя! Схваченный ею попрал ее, сошедший во ад пленил ад, огорчил его, вкусившего от плоти Его. Это и Исаия предвидел, когда взывал: ад, говорит, огорчился (Ис. 14, 9). Встретив Тебя в преисподней, он огорчился, потому что потерпел поражение, огорчился, потому что потерпел посмеяние. Взял тело, а нашел Бога, взял землю, а встретил небо, взял то, что видел, а напал на то, чего не видел. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? (Ос. 13, 14; 1 Кор. 15, 55)».

Канон преподобного Иоанна Дамаскина — великий поэтический шедевр. В нем сочетается необыкновенная смелость и точность образов и глубина богословия. Этот канон охватывает, по сути, все основные моменты учения Церкви о спасении человека: и боговоплощение, предсказанное пророками, смерть и Воскресение Христа, торжество света, исполнившего вселенную, приход ко Христу многих народов, устроение Нового Иерусалима, Церкви Христовой, Царства Божиего, воплотившегося на земле. При этом сама поэтическая форма, не утрачивающая своей силы и красоты даже в буквальном переводе с греческого, передает все это безмерное ликование праздника.

На литургии Пасхи читается один из самых мистических отрывков Евангелия: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог... Всё чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть... В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими... И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца (Ин. 1, 1-14).

Пасхальная литургия и есть осуществление этого евангелия, праздник, во время которого каждый, приобщившийся Христову Воскресению, становится подлинным чадом Божиим и во всей полноте видит славу своего Господа и Спасителя. Поэтому вполне справедливы слова святителя Григория Богослова: «Настолько превосходит все торжества, не только человеческие и земные, но даже Христовы и для Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды».

Впервые опубликовано 19 апреля 2009 года 

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале