Женская православная солидарность

Тема «Женщина в Церкви» практически неисчерпаема. Со временем, в ней раскрываются все новые аспекты. Сегодня мне хотелось бы сказать несколько слов о солидарности православных женщин.

Основная, если так уместно выразиться, ячейка Православной Церкви — это приход. Как правило, идеальный приход представляется сплоченным настолько, что все его члены живут одной семьей, разделяя радости и беды друг друга. Есть, и даже в нашем мегаполисе, приходы, где такая в хорошем смысле слова «семейственность» вполне реальна. В основном, она, как правило, держится на женщинах. Многое объединяет молодых, да и не только молодых православных прихожанок — жен, мам и бабушек, а также, разумеется, несемейную приходскую молодежь женского пола.

Если в случае с молодежью, единство интересов и целей приводит к дружескому общению, участию в приходских мероприятиях — концертах, праздниках и благотворительных акциях, иногда помощи в сложных семейных ситуациях, то у православных мам и бабушек находится много общего в связи с воспитанием и образованием детей, особенно, если дети ровесники. Сдружившись на приходе, молодые женщины, обычно, стремятся расширить и перенести эту свою личную дружбу на детей, побуждая своих чад дружить именно с ребенком подруги-прихожанки. В этом общении, помимо духовной поддержки, женщины находят и практическую помощь, в виде готовности подруги присмотреть за ребенком в твое отсутствие, советов по выбору школы, форм дополнительного образования, врача, иногда обмена игрушками и детскими вещами. Все эти формы православной женской солидарности, являются отрадными реалиями именно нашего времени-времени, когда молодых женщин в православных общинах стало много, и они имеют возможность общаться беспрепятственно.

К сожалению, приходится констатировать, что этим — бытовым, внутриприходским уровнем все обычно и ограничивается. Вместе с тем, перед лицом множества проблем и вызовов современного мира православная женщина сегодня нередко оказывается совершенно беззащитной. И именно поддержка единомышленниц по вере могла бы оказать ей существенную помощь.

Самый простой пример — трудоустройство. Ни для кого не секрет, что в нашей стране сейчас высокий уровень безработицы, и что доля женщин среди безработных очень велика. Как правило, работодатели не жалуют дам зрелого возраста, а также молодых мам с маленькими детьми. К этим, по сути дискриминационным рамкам, которые хорошо известны, добавилось и еще одно: неготовность брать на работу именно верующих.

Не секрет, что немало женщин с высшим светским образованием работает не по специальности в храмах и епархиальных структурах, повинуясь просьбе духовника или неофитскому и вполне достойному уважения порыву потрудиться на благо Церкви.

Многие, проработав в такой организации несколько лет, по разным причинам, оказываются перед необходимостью искать работу в светских структурах. И здесь, эти люди оказываются в очень невыигрышном положении. Сложно приходиться и бывшим штатным сотрудницам религиозных организаций — приходов и епархиальных управлений, в этой же «группе риска» выпускницы православных вузов. Справедливости ради, надо сказать, что, как минимум настороженность, работодателей распространяется и на представителей других традиционных конфессий.

В результате анонимного опроса представителей кадровых служб, относительного перспектив трудоустройства бывших сотрудников религиозных организаций, проведенного на одном из сайтов, ее участники констатировали, что опыт работы соискателя в религиозной организации вполне способен потенциального работодателя отпугнуть. Цитирую аргументы: возможная мировоззренческая несовместимость коллектива с сотрудником, «квалификация была бы под сомнением», «многие бы подумали, что именно заставило его работать там, а не в любой другой коммерческой структуре? Как это на нем отразилось?», «у людей, даже вполне осознающих, в принципе не вяжутся в голове мирские профессии с религиозными структурами. И могут несерьезно это воспринимать», «работодатели боятся "повернутых" людей и разбираться не хотят».

Не скажу, что явление повсеместно, но тенденция налицо. В этой ситуации помощь православной женщине в поиске работы могла бы быть оказана именно со стороны других православных женщин и это, как раз стало бы эффективным проявлением солидарности. Конечно, проблемы трудоустройства затрагивают и мужчин и женщин, но, именно наши соотечественницы, в силу их большей уязвимости на рынке труда нуждаются в поддержке.

В этой связи, возможно, свою роль мог бы сыграть некий интернет-ресурс, возможно, действующий именно под эгидой Союза православных женщин, где в особом подразделе размещались бы вакансии от членов Союза. Нужда в достойных кадрах есть у многих наших коллег, в первую очередь женщин –предпринимателей, и хорошо бы, чтобы эта потребность восполнялась за счет, так сказать, собственных ресурсов, при условии, конечно, соответствия их профессиональных навыков требуемой квалификации.

Разумеется, поиск работы — лишь один из возможных примеров проявления солидарности. Вообще, полагаю, назрела нужда в существовании такого ресурса, или хотя бы групп в социальных сетях, где именно члены Союза могли бы решать свои насущные вопросы, обращаясь к помощи других православных женщин.

Когда я готовила этот доклад, то услышала новость, подтверждающую актуальность темы: корреспондент одной из городских радиостанций сообщила о предстоящей Первой городской конференции московских женсоветов, причем руководитель проекта «Московские женсоветы» рассказала, что их главная задача — создать базу данных женского сообщества — социальную сеть нового поколения, оффлайновую структуру — службу взаимоподдержки и взаимопомощи москвичек.

И, если обратиться к иному уровню женского православного взаимодействия, то хотелось бы призвать членов Союза к большей вовлеченности в общеправославные процессы. Наша организация является выразителем интересов значительной части населения огромной страны. Это обстоятельство накладывает на нас особую ответственность на международном и межцерковном уровне.

Большинство из присутствующих в зале учились в школах еще в советское время и, наверное, помнят, такое явление, как политинформация, т.е. рассказ дежурного соученика о политических событиях в мире. Тогда это делалось для патриотического и политического воспитания подрастающего поколения в духе декларировавшейся Советским Союзом дружбы между народами и защите прав угнетенных.

Мне кажется, пора возродить практику политинформаций, как минимум, на приходском уровне. При общем росте в России общественной и политической активности, прихожане православных храмов, особенно женщины и особенно в русской глубинке, занимают очень пассивную позицию по отношению ко всему, что не находится в сфере их практических бытовых интересов. Как правило, они совершенно не представляют себе, что немало их православных сверстниц за рубежом, ежедневно, ежечасно подвергаются гонениям за свою верность Христу и порой вынуждены свидетельствовать ее кровью. Их убивают, насилуют, похищают, насильственно заставляют отречься от веры отцов. Есть и другие примеры бескровной, но не менее жесткой дискриминации христиан, которые нередки и в либеральной Европе. Думаю, многие помнят о нашумевшем случае увольнения православных христианок в Британии за отказ снять нательные кресты.

В этой связи, полагаю нашим нравственным долгом обратить внимание на то, что происходит с православными женщинами в других странах мира, особенно в Африке и на Ближнем Востоке. Отдельные и, увы, очень немногочисленные православные ресурсы периодически знакомят своих читателей с наиболее вопиющими случаями насилий над православными христианами, происходящих на канонической территории Александрийского и Антиохийского Патриархатов. Но, круг читателей этих ресурсов совершенно несопоставим с общей численностью православных верующих в России.

Между тем слово поддержки из России, а главное — наша молитва за тех, кто исповедует общие с нами христианские принципы, были бы, как мне представляется, очень важны. Полагаю целесообразным выступить от Союза православных женщин со специальным обращением к страдающим за веру нашим православным сестрам во всем мире. Думаю, стоит также обратиться к Священноначалию нашей Церкви с просьбой о преподании благословения на проведение специального общецерковного молебна о христианках, страдающих от безбожных гонений во всем мире, и на проведение в их пользу благотворительных акций, как на уровне приходов и епархий, так и нашим Союзом.

Полагаю важным на приходском уровне, а также на занятиях в церковно-приходских воскресных школах периодически обращаться к религиозной ситуации в мире и к событиям, связанным с гонениями на христиан. Необходимо и важно рассказывать об этом и взрослым и детям, что может делать священник, и подготовленный мирянин.

В заключениеи хочу подчеркнуть, что мы не имеем права замыкаться в уютном мирке прихода. Надо осознавать, что следование за Христом сопряжено с готовностью к испытаниям, и в этом нам необходимо поддерживать друг друга. Уверена, что эти практические шаги станут лучшим свидетельством подлинно христианской солидарности и будут способствовать укреплению позиций Православия в мире.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале