Москва Булгакова

15 мая литературная Москва празднует 118-летие со дня рождения Михаила Афанасьевича Булгакова, одного из самых противоречивых писателей ХХ века. Накануне «ТД» был на весьма «булгаковском» мероприятии, которое регулярно проводится домом-музеем писателя, - театрализованной экскурсии в вечерних сумерках...

Надо сказать, что этот музей предлагает довольно обширный выбор экскурсий, связанных с жизнью и творчеством писателя, но именно эта - одна из самых неординарных.

 


 Аннушка и Бенгальский

В арке дома 302-бис, или просто № 10 (3+2, умноженное на два) по улице Большая Садовая всё так и дышит старой Москвой начала XX века. Приходите сюда вечером в сумерки. Это лучше. Выход на внешнюю сторону шумного Садового кольца только один - через арку. Так же как и вход... Здесь время остановилось. Мы в Москве эпохи НЭПа. Булгаковской Москве.

 


 У входа в Булгаковский дом

Во дворике припаркован москвич модели 20-х годов с обитым искусственным мехом салоном. Вам знаком этот дом? А его бессменные обитатели? Поднимите глаза, вглядитесь в эти окна и вы увидите, почувствуете и окунетесь в удивительную архитектуру судьбы самого жилищного комплекса и жителей этого дома, вымышленных и настоящих. Прошу Вас, следуйте за мной в атмосферу высокой событийности и таинственности.

При входе продавщица Зинка предложит Вам утолить жажду стаканчиком абрикосовой воды всего за 15 копеек, правда теплой. Может быть, лучше прийти зимой? Мы с вами не члены МАССОЛИТА, поэтому нам стоит остерегаться секретаря этого учреждения. Без удостоверений - ни-ни. Давайте попытаемся пройти незамеченными.

 


 Интерьер Булгаковского дома (лестница)

- Секундочку, вы куда? - спрашивает женщина в беретке с темно накрашенными губами, не прекращая стучать по черной пишущей машинке. Видимо, это и есть секретарь.

- Мы ... (ну, что же вы молчите, придумайте что-нибудь!) Мы к самому главному председателю походатайствовать за поэта Бездомного!

- А-а-а! Тогда проходите. Стой! А у вас удостоверения есть?

- ? ? ?

- Тогда кыш отсюда. Ишь, ты, ходят здесь, вынюхивают. Я кому сказала ...

Уйдем подобру-поздорову, но в следующий раз надо будет вступить в организацию.

 


 Интерьер Булгаковского дома

Мы снова во дворике дома № 10. Он был построен в 1903 году по заказу табачного предпринимателя-фабриканта купца Ильи Пигита. Никакую литературную элиту он, конечно же, сюда селить не собирался. Здание, построенное в питерском стиле, предназначалось для размещения в нем фабрики. Церковь св. Ермолая, которая находилась между домом №8 и ул. Малая Бронная, спасла москвичей от заводских труб (церковь была разрушена в 30-е годы, сейчас на этом месте сквер).

Так предприимчивый купец реорганизовал внутренности дома и открыл первый в Москве доходный дом, съемное жилье. Комнаты его всегда населяли колоритные, интересные персонажи: представители современной литературы (имажинисты, модернисты), курсистки, пролетариат, нечистая сила, хиппи (90-годы XX века), юристы (XXI век). Давайте познакомимся с некоторыми из них.

Самым известным резидентом этого дома стал «иностранец» Воланд - «профессор магии» со своей свитой, занявший не совсем законно жилплощадь директора варьете Лиходеева и председателя МОССОЛИТА Берлиоза, квартиру №50, всего-то сроком на неделю. Под его чутким руководством границы квартиры раздвинулись в пространстве, и там спокойно умещались сто королей, вышеупомянутая свита, новообращенная ведьма и еще многие другие.

Еще в самом начале описываемых нами событий Воланд разоткровенничался и сообщил, что, по его мнению, москвичи «обыкновенные люди... квартирный вопрос только испортил их». Но «профессора магии» этот вопрос не заботил: кого надо убрал, другого переселил, чиновникам «откатил». Не было у него проблем с расширением жилплощади.

Зато у интеллигента писателя Михаила Булгакова этот вопрос стоял остро, можно даже сказать, наваливался, прижимал и надламывал. Молодым врачом он переехал из Киева со своей первой женой Танечкой в столицу уже не императорской России и благодаря содействию Надежды Крупской (она руководила одним из журналов, в котором подрабатывал будущий классик) прописался в первом доходном доме Москвы - доме №10 по улице Большая Садовая. Было это в 1921 году.

 
 Лестница в Булгаковском доме

Выходец из интеллигентской семьи, сын профессора теологии, ценитель музыки и хороший врач был шокирован разницей во нравах, стиле и образе жизни, поведении двух слоев советского общества - интеллигенции и пролетариата. Рабочий класс стал любимейшим предметом сатиры будущего классика XX века. Чтение медицинских трудов и классической литературы под зеленым отсветом абажура в уютном кабинете со стеллажами книг сменилось ночными вызовами милиции, руганью, свидетельствами поножовщины, драк, пьянства, разврата под вечно коптящие на кухне коммунальной квартиры примусы.

Михаил Афанасьевич не мог, не хотел и не любил ругаться. Но нарушителей своего спокойствия, врагов своих, не прощал. Он им мстил, помещая своих соседей по коммуналке, а также представителей московского литературного бомонда, бездарных поэтов в свои произведения, изменяя лишь немного фамилии.

Своей второй жене, Любови Евгеньевне Белозерской, писатель разрешил наслаждаться этой его талантливой выдумкой. Она вела дневник, список его врагов, ставя галочки напротив имен тех, кто уже достаточно пострадал через воображение мастера. От него теперь зависела судьба Бездомного-Бедного, Аннушки, вечно ругающейся со своим сыном и постоянно что-то ронявшей, соседа-алкоголика, обожавшего играть на гармонике спозаранку...

Трагикомичны истории-судьбы всех персонажей «мстительного» автора. У него нет победителей. Подумайте-с, по рассуждайте-с над судьбой Мастера, поэта Бездомного, семьи Турбинных, профессора Преображенского. И даже сама Москва Михаила Булгакова в числе проигравших.

«Навстречу грузовику сыпалась разная разность: какие-то заборы с караульными будками и штабеля дров, высоченные столбы и какие-то мачты, а на мачтах нанизанные катушки, груды щебня, земля, исполосованная каналами, - словом, чувствовалось, что вот-вот она, Москва, тут же, вон за поворотом, и сейчас навалится и охватит» - пишет Булгаков о Москве двадцатых годов прошлого века. В наше время к описанию Москвы можно добавить огромное количество машин и рекламных щитов.

 


 Особняк Морозовой на Спиридоновке (дом Маргариты)

В доме-музее Булгакова, что находится в подъезде бывшего ЖЭКа дома №10 по улице Большой Садовой, можно увидеть и сравнить две фотографии - панораму Москвы с крыши дома Немезии двадцатых годов прошлого века и ту же панораму начала XХI-го. Ошеломляющая разница: новая архитектура, исчезнувшие здания. Лишь храм Христа Спасителя неизменен: на старой фотокарточке еще не разрушен, на новой недавно возведен.

 -Вы что, очумели? Вы чего здесь делаете??? - с бидоном в руках останавливает нас жительница коммуналки Аннушка прямо у самого входа в квартиру № 50. - Вы куда это такой толпой претесь? - кричит она и замахивается на впереди идущих бидоном, из которого начинает что-то вытекать.


 Аннушка

 

Скорее бежим!!! Бежим на Патриаршие! Отсюда до них пять минут ходу. Мы кубарем слетаем с пятого этажа. Отдышавшись на Патриарших прудах, прислонившись к памятнику Крылову, размышляем, будет ли воздвигнут ему «сосед» - Булгаков...

 
 Патриаршие пруды

 

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале