Иов — первый русский патриарх

2 июля Церковь отмечает память первого русского патриарха, святителя Иова. Вспоминаем проповедь протоиерея Максима Козлова, произнесенную в Успенском соборе Московского Кремля в 2009 году.

Четыреста два года назад кончилась земная жизнь патриарха Иова. Двадцать лет назад, 1989 г., он был причислен к лику святых Архиерейскм собором Русской Православной Церкви. И теперь, когда мы с Вами стоим в Успенском соборе, в храме, где вместе с мощами других Святителей Московских почивает и святыня его честных мощей, вспомним тот образ, тот жизненный путь, Святителя Иова, который прежде засвидетельствован Богом, а потом и Церковью как путь жизненный к святости.

Будущий Святитель Московский родился в 1525 г. в сердце русской земли, в ее глубинке, в небольшом городе Старица, в пределах Тверской земли. Он получил по тем временам хорошее образование, будучи научен и грамоте, и книжности церковной настоятелем Старицкого Успенского собора. Сердце его устремлялось к тому, чтобы всю жизнь безраздельно посвятить служению Богу. Но родители думали, не о том, чтобы отдать его в монастырь, а о том, как правильно устроить в жизни. Все было расположено к браку, должно было состояться венчание. И вот накануне самого дня венчания молодой Иоанн, как тогда звали будущего Святителя Московского, упрашивает своего духовного отца с тем, чтобы тот совершил его постриг в Старицком монастыре. И имя, данное ему в постриге, наверное, было выбрано неслучайно. В честь святого Иова Многострадального нарек его постригавший его архимандрит Герасим, отчасти, наверное, понимая, что он принес страдания девушке, с которой должен был обвенчаться, и родителям, но, может быть, отчасти и провидя тот исповеднический подвиг, который должен будет совершить Святитель Иов.

Пятнадцать лет подвизается он в Старицком монастыре, проходя школу молитвенного делания и послушания. «Житие» говорит об этом очень кратко. Но представить себе, дорогие мои, пятнадцать лет человеческой жизни, как это на самом деле много и что это значило для того, чтобы личность Святителя выковалась в той цельности, которая будет засвидетельствована им, когда он будет стоять уже на свещнице и церковного, и государственного служения, непросто.

После этих лет послушания он становится сначала настоятелем Старицкого монастыря, а потом последовательно нескольких монастырей в Москве, включая Новоспасскую обитель. Затем он поставляется на епископские кафедры Коломенскую, Ростовскую, Московскую. Это произошло, когда на Руси правил благочестивый царь Федор Иоаннович. Он видел достоинства души Святителя Иова и посчитал, что он должен быть во главе Русской Церкви.

Дело в том, что Святитель Иов соединял аскетический подвиг с глубокой образованностью. И именно такой человек должен был возглавить Русскую Церковь в период, когда она готовилась к тому, чтобы в ее главой стал патриарх.

Скажем еще и о тех качествах, которые, отличали Святителя во все годы своего служения. Во-первых, он был человеком редкого аскетического сложения. И тогда, и сейчас на Руси редко можно встретить человека, который бы никогда не вкушал вина. Святитель Иов и будучи послушников, и будучи на высотах архиерейского, а впоследствии патриаршего служения, не прикасался к вину никогда. Еще одно свойство его жизни, которое удивляло его современников,  то, что, будучи посвящен в сан, Святитель каждодневно совершал литургию.

И вот такого человека призывают к патриаршему служению в 1589 г. Как показывают историки, для того, чтобы это патриаршество стало не просто государственным делом, но было одухотворено, нужно было, чтобы первым патриархом на Руси стал именно святой человек.

И, опуская сейчас все перипетии поставления Святителя Иова на патриаршую кафедру, укажем на один факт. Когда Патриарх Константинопольский Иеремия встречался с ним уже после поставления, он готов был взять у Святителя Иова благословение как у первенствующего. Но Святитель Иов отказался, говоря патриарху: «Ты мой отец и владыка, от тебя принял я поставление. И могу ли я тебе дать благословение?». И этим великим смирением он вдохнул духовную жизнь, полноту правды Христовой в патриаршество на Руси.

Святитель Иов во время своего патриаршего служения потрудился как миссионер (при нем было проявлено многое попечение о просвещении северных народов, Сибири и присоединенных к Руси земель), заботился об исправлении нравов народа и духовенства, настаивая на ежедневном благообразном совершении литургии всеми священниками города Москвы, который он окормлял как правящий архиерей столицы Российского государства.. При патриархе Иове развивалось книгопечатание, были изданы многие книги, необходимые для единообразия церковного Богослужения. 

Когда почил царь Федор Иоаннович, Святитель Иов написал умилительное произведение, посвященное памяти этого русского царя, которого многие и поныне не понимают, считая его человеком слабым, безвольным, над которым смеялись иностранцы, но который на самом деле был человеком глубочайшей веры. Святитель Иов видел в нем подлинного раба Божия, который во всем полагался на Бога, и восславил эту дивную добродетель  вручение себя Божиему промыслу и Божией воле.

Не только спокойные времена пришлось пережить Святителю Иову. Когда он был уже глубоким старцем, Русскую землю постигло Смутное время. Вслед за правлением Бориса Годунова и его неожиданной смертью на Русь приходит Лжедмитрий I. Святитель Иов остается верным той клятве, которую он дал преемнику Бориса Годунова, его сыну, остается верным фактически единственным из всех жителей Москвы. Над ним смеются, отсюда, из Успенского собора, его хотят вывести с тем, чтобы поиздеваться над ним на Лобном месте.

И вот тогда Святитель Иов, стоя здесь, где Мы с Вами стоим, молится перед Владимирской иконой Божией Матери такими словами:

«О, Пречистая Владычица Богородица! Сия панагия и сан святительский возложены на меня, недостойного, в Твоем храме, у Твоего чудотворного Образа. И я, грешный, 19 лет правил слово истины, хранил целостность Православия; ныне же, по грехам нашим, как видим, на Православную веру наступает еретическая. Молим тебя, Пречистая, спаси и утверди молитвами твоими Православие!».

После этого Святителя вывели на Лобное место, поиздевавшись над ним, сорвав с него панагию, отправили в Старицкий монастырь.

Но вот Лжедмитрий изгнан, в Москве воцарился Василий Шуйский, и русские люди хотят покаяться за грех отступничества, за грех цареубийства. И тогда Святитель Иов, уже слепой, принимает здесь же, в Успенском соборе, это покаяние русской земли о после этого мирно отходит ко Господу. 

Впервые опубликовано 2 июля 2009 года

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале