Кто возьмёт билетов пачку, тот получит водокачку. Ворчание по поводу и без

Со 2 апреля в Москве введена новая система проездных билетов на общественном транспорте. Сергей Канев считает, что смена тарифной политики, вопреки заявлениям ее инициаторов, отнюдь не упрощает жизнь простых москвичей и гостей столицы.


Текст: Сергей Канев

***

Говорят, старожилы помнят времена, когда в Москве не было пробок. А всё остальное было. Самое красивое в мире метро, самые яркие звёзды, высокие облака, и люди тоже самые-пресамые. Однако со временем стало ясно, что это неправда. Звёзд нет вообще, а облака и люди, особенно люди, в Москве оказались самыми обыкновенными. Со всеми присущими обывателям человеческими слабостями.

К примеру, жители столицы ужасно нетерпеливы. И когда несколько лет назад во всех трамваях, троллейбусах и автобусах появились турникеты, люди не сразу научились выстраиваться извилистыми струйками у передней двери транспорта в ожидании, когда же придёт и твоя очередь прикрыть проездным документом жёлтый глазок валидатора. И само слово «валидатор», освоив пространство Википедии, так и не прописалось в обыденной русской речи.

Виной тому чрезвычайная косность, негибкость и консерватизм таких, как я. То есть абсолютного большинства людей. Мы становимся жертвами пагубной привычки думать, что худшего можно избежать. Что перемены могут быть к лучшему.

Простой пример: о том, что «Мосгортранс» меняет тарифную политику, я знал несколько месяцев назад. Но близко к сердцу не принимал; у меня есть годовой проездной на метро, а наземным транспортом я не пользуюсь, заменяя пешими прогулками к метро и от него утреннюю гимнастику и вечерний моцион.

И вот, неожиданно для самого себя, я решил проехать одну остановку на автобусе. Как законопослушный гражданин, не перепрыгнул через турникет, а купил билет у водителя. Заплатил пятьдесят рублей. И почему-то мне дали карточку сразу на две поездки, хотя мне была нужна одна. Но таких билетов у водителя теперь не купишь.

Оказалось — к чему я был совершенно не готов — что люди, подобные мне, кому вторая поездка ни к чему, а первая и единственная совершается раз в месяц, скоро будут занесены в Красную книгу. Именно мы, пассажиры, приобретающие билет в одну сторону, и по статистике составляющие десятую часть от всех, кто пользуется городским транспортом, признаны вымирающим видом. И лишены выбора.

Нам предлагают то, что на языке торговли называется «навязанной услугой». Хочешь ехать, плати минимум за две поездки. Я понимаю заинтересованность менеджмента «Мосгортранса» в этом нововведении. И рад за них, но и обеспокоен тоже.

Ведь никто не застрахован от того, что и на его улице случится праздник. К примеру, захочет топ-менеджер «Мосгортранса» купить себе «Бентли», а ему меньше двух не продадут. Или соберётся жениться, а в загсе новая тарифная политика: к невесте прибавлена вторая, которая тебе и даром не нужна, но деваться некуда. Или — не дай Бог, конечно — по пути на тот свет вместо одного билетика вручат ему два. И вот тогда, при наступлении полного когнитивного диссонанса, поздно будет вспоминать о тех миллионах прибыли, которые сегодня делаются на покладистости пассажиров, склоняющих голову на алтаре очередного эксперимента.

Да, покладистости мало, и отчего-то не видна радость в глазах людей, очумело пытающихся разобраться с тем, кто и зачем их надул — но ведь и времени прошло не так много. Через полгода народ привыкнет, и можно будет придумывать новые валидаторы.

Жаль только, что пробок в Москве от этого не убавится.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале