Век Ясена

Легендарный президент журфака МГУ доктор филологических наук профессор Ясен Николаевич Засурский празднует восьмидесятипятилетний юбилей. Его имя настолько известно в журналистском мире и далеко за его пределами, что не нуждается в представлении. Засурский - автор десятков книг и монографий, сотен научных и публицистических статей,научный руководитель сотен учёных, защитивших под его руководством кандидатские и докторские диссертации.
Факультет журналистики МГУ, где Ясен Николаевич работает со дн его основания в 1952 году, подготовился к этой дате. В подарок президенту выходит в свет уникальная книга «Ясен Засурский. Медиапортрет на фоне эпохи». В её основу легли записи блога, который вёл Засурский на протяжении нескольких лет. Время от времени он надиктовывал секретарям заметки, которые потом оцифровывались и выкладывались на сайте. Блога этого давно нет, а записки остались.
Теперь с  неизвестным доселе Ясеном Николаевичем — мемуаристом и рассказчиком — могут познакомиться читатели.



      За десятилетия работы деканом журфака (1965 — 2007 гг.) Засурский виделся едва ли не со всеми президентами США и руководителями нашей страны, общался с влиятельными медиамагнатами и редакторами ведущих мировых газет. Не найти ни одного крупного писателя второй половины двадцатого века, который не был бы собеседником Ясена Николаевича. Интервью с Засурским о габриеле Гарсиа Маркесе и Рэе Брэдбери, Курте Воннегуте и Гюнтере Грассе тоже вошли в новую книгу.



      Засурский рассказывает о своих выдающихся собеседниках живо и увлекательно. Часто известные люди предстают в его историях с неожиданной стороны, в необычном ракурсе. И оттого новая книга Засурского — уникальна.

      Предлагаем вашему вниманию небольшой отрывок из книги «Ясен Засурский. Медиапортрет на фоне эпохи». Это рассказ Ясена Николаевича о первой зарубежной поездке.





В университете я должен был заниматься историей зарубежной журналистики, поскольку для меня это интересно по роду работы, особенно американская литература. Здесь я был сначала заведующим заочным отделением, встречался с журналистами, которые работали и оканчивали наш факультет. Это очень «живые», талантливые и интересные люди. Среди них был замечательный журналист Николаев, работавший тогда в «Огоньке». Он пришел на факультет после службы на флоте и заслуженно получил свой диплом журналиста. К нам хотел поступить известный в то время дипломат и переводчик Олег Трояновский - он работал тогда в МИДе, но передумал и поступил на факультет иностранных языков. Потом он работал переводчиком у Хрущева, бал послом в США, ООН. 23 февраля я перешел на постоянную работу на факультет, и мой перевод совпал со знаменательным событием. Пятого марта умер Сталин.
Началась совершенно новая эпоха в жизни и журналистике. К нам на факультет пришел выступать Шепилов - секретарь ЦК КПСС по идеологии.
Он говорил, что нам нужно заботиться не только о машинах, новых разработках, но и о том, чтобы люди могли получать хорошие продукты, что нужно накормить страну мясом. Шепилов говорил и о международной политике, о том, что конечно у нас есть враги — империалисты, но не надо называть их «кровавыми собаками», нужно и с ними вести диалог, находить общий человеческий язык.
Это выступление было очень важно в условиях смены политического курса страны. Ведь до этого, в последние годы правления Сталина, начались аресты врачей-вредителей, процессы против космополитов, и журналистов пытались использовать во всех этих ужасных методах борьбы. Тогда это выступление Шепилова звучало как отказ от той линии, которая проводилась при Сталине. На смену гонениям на космополитов, раскрытию псевдонимов журналистов пришел новый абсолютно подход к журналистике.
Наш факультет просуществовал тогда меньше одного года, и мы оказались уже в другой стране. С этого выступления Шепилова на факультете началась десталинизация. Ну а дальше — 1956 год, XX съезд партии, который произвел на нас неизгладимое впечатление и сделал отечественную журналистику живой, интересной, энергичной. Тогда и пошли те знаменитые шестидесятники, которые создали новую культуру журналистики, культуру общения, новые ценности. В этих условиях факультет журналистики был тем эпицентром, внутри которого назревало много конфликтов, потому что студенты и преподаватели были разные, и у каждого было своё мнение, которое они отстаивали. Наш преподаватель В. П. Росляков написал об этом роман «От весны до весны», в котором описал, как бурлит факультет по поводу того продолжать ли сталинский курс или следовать идеям, высказанным на XX съезде, — идеям десталинизации. Всё это проходило непросто, многие всё ещё жили старыми штампами, и мы устраивали студенческие собрания, на которых активно обсуждалось происходящее. Одной из таких активистов была Оля Кучкина, которая и сегодня выдающийся журналист, остро реагирующий на все происходящие изменения в жизни страны. Я думаю, это было очень интересно и преподавателям и студентам. Подобные собрания были очень сильной школой преодоления сталинизма.
С этими событиями было связано начало моей деканской карьеры и забыть всё это просто немыслимо, ведь именно здесь рождались новые журналисты и, соответственно, новая журналистика. Потом наш декан Худяков добился того, чтобы меня послали в качестве стипендиата ЮНЕСКО во Францию и Англию, с целью изучения подготовки журналистов в этих странах. Я оказался в центре журналистского образования, познакомился с профессорами, журналистами из разных стран. Это было интересно и очень полезно для меня. Я посетил центры журналистского образования во Франции и Англии, изучил учебные планы, и это сделало своё дело. Вернувшись в Москву, я использовал всё увиденное мною при составлении учебного плана для наших студентов. План учитывал опыт европейской журналистики. Это было очень важно для нашего факультета, потому что, с самого образования мы стремились развиваться сообща с западной журналистикой, не абстрагироваться от неё.
Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале