Криминальные новости церковно-приходской жизни – норма XXI века?

Участившиеся нападения на священников и совершаемые убийства служителей храмов, монахов уже стали некой чертой современной действительности. Приводимые факты из статистики подобных происшествий заставляют задуматься, действительно ли жертвенность и подвиг священнического служения должны окропляться кровью в мирное время?
www.novoteka.ruПроизошедшее в воскресенье нападение на епископа Могилевского и Мстиславского Софрония в кафедральном соборе во имя Трёх святителей в Могилёве пополнило список нападений на священников в России за последние двадцать лет . Начавшись с громкого убийства о. Александра Меня в сентябре 1990 года, череда убийств не прекращается год за годом. Монахи также становятся жертвами нападений: чудовищное убийство иеромонаха Василия (Рослякова), инока Трофима (Татарникова) и инока Ферапонта (Пушкарева) произошло на Пасху 1993 года в Оптиной пустыни.  Жестокость расправы потрясла общественность и с появлением новости о гибели священника Тверской Епархии Андрея Николаева, его жены и троих детей, сгоревших заживо в собственном доме. Список подобных прискорбных событий можно продолжать, и он достигнет нескольких десятков случаев.

     Отец  Анатолий Нагорный, клирик храма Святителя Митрофана Воронежского, кандидат физико-математических наук, 7 февраля 2008 года стал жертвой нападения неизвестного, вооруженного ножом.  Священник был ранен в шею , с обильным кровотечением поступил в НИИ скорой помощи им. Н. В. Склифосовского и прооперирован. Сегодня он поделился с «ТД» своими размышлениями о том, кому так неугодны клирики, почему против них совершаются преступления, и что бы могло изменить эту ситуацию. 

     Заговор против Церкви?

     Несмотря  на наш криминогенный век, сложно говорить о какой бы то ни было организованной преступности против священников, о чем ранее в «Русской линии» говорил протоиерей Дмитрий Смирнов: «...единой линии здесь нет. В одном случае нападение совершает психически больной сектант, в другом - преступник руководствуется корыстными мотивами. Так, в Можайском районе, например, убили старика-священника, чтобы украсть у него крест - это обыкновенное разбойное нападение. А иногда мотив преступления - это месть» . С этим мнением согласен и о. Анатолий, однако нельзя, как ему кажется, отрицать враждебную настроенность к клиру некоторых слоев нашего общества. «Подобные настроения могут исходить от сектантов, людей, настроенных резко атеистически, а также полууголовных элементов». В свою очередь, ненависть со стороны сектантов носит духовный характер, а со стороны бывших уголовников - нравственный. «Лицам с криминальным прошлым неприятен человек нравственной чистоты - писатель, ученый, священник. Люди же, выросшие в атеистической среде, проникнутой идеей отрицания религии, дух веры не приемлют, отсюда возможна и их агрессия к клирикам», - пояснил иерей.

     О. Анатолий не отрицал и тот факт, что в деревнях ситуация в морально-нравственном отношении гораздо сложнее, чем в городе. Современная сельская местность подчас очень убога, населена алкоголиками, опустившимися людьми, и случается, что «некоторых из них храм притягивает из-за желания его ограбить, присвоить что-то себе там». Может быть поэтому в области подобных происшествий случается больше, чем в городах.  

     Береженого Бог бережет

     О. Анатолий признался, что если бы произошли бы поправки в Угловном Кодексе, и нападение на священников приравнялось бы к нападению на госслужащего, то это могло бы помочь. Однако такая мера не решит проблемы. «Скорее, отношения внутри общины должны быть более дружными, то есть каждый должен видеть проблемы ближнего и помогать ему». Проявляя больше любви друг к другу, возможность враждебности и подобных инцидентов можно предупредить, верит о. Анатолий.

     С другой стороны, Церковь всегда открыта  любому пришедшему, и опасность инцидентов, подобных нападению на епископа Софрония в Могилеве, остается велика. Ранее, например, митрополит Ювеналий, выступая на епархиальном собрании в храме Христа Спасителя, высказался о необходимости установлении в храмах камер видеонаблюдений для повышения безопасности .  Отец Анатолий отметил, что такие меры вряд ли помогут, скорее они помешают, ведь использование видеокамер «может вызвать напряжение у людей, священства, которое чуждо атмосфере храма и Церкви». 
 

     Подставлять ли левую щеку? 

     Всем  известно, что священник не может  сам взять в руки оружие и защитить себя. Отвечая на вопрос о том, как же поступать священнослужителю, если на него нападают, о. Анатолий не пытался сформулировать общих правил, так как это в принципе невозможно, по его мнению. Конечно, если клирик оказался в одиночестве в подобной ситуации, то «наиболее мужественно повести себя по примеру святого Серафима Саровского, которого разбойники жестоко избили, проломили голову, сломали несколько ребер, а он не сопротивлялся и только сказал: «Делайте, что вам надобно». Если же опасность грозит священнику и его семье, то здесь ситуация сложнее, и, по словам о. Анатолия, «верующему следует поступать так, как ему говорит его собственный долг христианина».

     Всегда будут оставаться на земле подвижники, которые в ситуации ограбления побегут за ворами, если те не все забрали, и отдадут последнее, говоря: «Вот, вы забыли ещё это украсть». «У простых же людей, тем более ввиду обострившейся криминальной ситуации, есть право на защиту и обращение к правоохранительным органам», - это очевидный факт для о. Анатолия.

       В современном мире священник становится, даже не находясь в горячих точках, человеком, чья жизнь может в любой момент подвергнуться опасности. Много на эту тему можно услышать разговоров о бесовской силе, которая бунтуется против Церкви, и о грехе, обуявшем мир. Если же уйти от пустого морализаторства, то нам очевиден тот факт, что духовно-нравственная болезнь общества все более распространяется, а диагноз ставится иногда слишком поздно, когда результаты уже необратимы и невинно убиенные не воскресимы.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале