Прогулки по Москве: от «Площади Ильича» в сторону «Курской»

Осень – самое время для прогулок по городу. Корреспондент «ТД» Ольга Менчукова предлагает взглянуть на привычные места столицы, обратив внимание на забытые и малоизвестные детали. Ее первый маршрут – по Рогожке и Таганке. При неспешной ходьбе прогулка займёт три-четыре часа, не считая посещения музеев и галерей.

1. Верстовой столб

Где: В сквере рядом со станцией метро «Площадь Ильича»

Выйдя из метро в сторону пригородных поездов, мы оказываемся в небольшом зелёном сквере возле станции «Площадь Ильича». Это название, кстати, «обманка»: в оправдание ему остался памятник Ленину, а сам советский топоним ушёл в прошлое. Зато за оградой вдоль дороги можно увидеть верстовой столб 1783 года, отсылающий к современному (и исконному) названию площади – «Рогожская застава». Заставами назывались пограничные пункты, где Камер-Коллежский вал, которым была обнесена Москва, пересекался с крупнейшими дорогами (в нашем случае – с Владимирским трактом, ныне Шоссе Энтузиастов). Верстовые столбы играли ту же роль, какую сегодня играют небольшие синие таблички, указывающие расстояние от начала дороги. Правда, «наш» столб утратил остроконечное завершение, придававшее ему сходство с обелиском. Да и стоял он, судя по надписи, не совсем в этом месте (кстати, как и другой сохранившийся верстовой столб Екатерининской эпохи на Кутузовском проспекте).

2. Школьная улица

Эта улица пролегает в стороне от основного маршрута, но достаточно самобытна и к тому же исторически связана с Рогожской заставой, чтобы сделать небольшой крюк. Для этого спускаемся в подземный переход и ориентируемся по указателям.

Очень удачно отреставрированная, Школьная улица (изначально Тележная) была расположена совсем близко от заставы. В основном здесь жили ямщики – отсюда первое название. Многие из них содержали постоялые дворы для обозов, прибывавших в Москву – так у части домов появились высокие двустворчатые ворота, в которые могла въехать лошадь. Дома были типовыми: на первом этаже располагалась конюшня, на втором – небольшие комнаты. Возле некоторых ворот сохранились колесоотбойные тумбы, защищавшие углы зданий от ударов колес проезжавших экипажей (см. фото справа).

Сегодня об историческом значении улицы не дают забыть водители, в избытке оставляющие здесь свои «повозки». Если парковка не доставляет вам эстетического удовольствия, лучше наведаться сюда в выходной день: Школьная улица – еще и отличный пример квартальной застройки в Москве.

3. Часовня «Проща» Спасо-Андроникова монастыря

Где: улица Сергия Радонежского, 25 

Направляясь к переходу, стоит задержаться и рассмотреть ту сторону улицы Сергия Радонежского, по которой нам предстоит прогуляться. Среди сохранившихся двухэтажных домов внимание привлечет часовня «Проща» Спасо-Андроникова монастыря. «Проща» буквально означает «место расставания, прощания»; в народе так называли многие часовни, стоящие у городских застав. По преданию, на этом месте преподобный Сергий Радонежский, отправляясь в Нижний Новгород в 1365 году, простился со своим учеником – преподобным Андроником, игуменом Спасо-Андроникова монастыря. Полагают, что тогда же на этом месте была возведена первая часовня, а современный вид она приобрела в конце XIX в.

4. Дома на ул. Сергия Радонежского и улице Прямикова

После перехода мы встретим двух- и трехэтажные дома XIX – начала XX вв. – может быть, не особенно ценные с исторической точки зрения, но построенные по необычным проектам.

Свернув направо на улицу Прямикова, увидим интересный дом 1858 г. постройки (ул. Прямикова, 1). Позднее, уже в конце XX в., он был надстроен и увенчан башенкой. Фасад здания выполнен в так называемом кирпичном стиле – своеобразном архитектурном направлении, выразившемся в полной замене лепнины кирпичным декором. Такая отделка была не только эстетичной, но и практичной, устойчивой к разрушению в условиях сурового российского климата.

Следом за ним (Гжельский пер., 12/3, стр.1) – дом с балконом «на курьих ножках». По всей вероятности, к зданию первой половины XIX в. с классической лепниной на фасаде позднее был пристроен балкон в псевдоготическом стиле. Возможно, именно благодаря такому странному сочетанию стилей здание выглядело очень колоритно. К сожалению, его современное состояние - печальный пример того, как можно обезличить архитектуру (на фото слева – дом до «реставрации»).

  

Вернувшись на улицу Сергия Радонежского, доходим до построенного в стиле модерн особняка купца Грязнова (ул. Сергия Радонежского, 7; ныне банк).

Кронштейны сложной формы, поддерживающие крышу, изысканно декорированные окна, маскароны (женские головки, распространенные в московском модерне) – на фасаде домаорганично соединилось множество деталей, которыми можно любоваться. А в центре фасада, над проездом, виден картуш с вензелем «Г» – первой буквой фамилии владельца.

5. Храм преподобного Сергия Радонежского (Троицы Живоначальной) в Рогожской слободе

Где: улица Николоямская, 57/59

Дух старой Москвы не всегда прячется в отреставрированных фасадах. Иногда он проявляет себяв особенностях планировки улиц, где церкви были архитектурными доминантами. Храм преподобного Сергия Радонежского, расположившийся на пересечении нескольких дорог, до сих пор виден издалека. Главный престол этой церкви, ведущей историю с начала XVII в. (современный вид она приобрела в XIX в.), был освящен в честь Святой Троицы, приделы – в честь святителя Николая и преподобного Сергия. Предполагают, что из-за связи окружающих мест с именем Сергия Радонежского храм стали называть не по главному престолу, как обычно, а по приделу.

Церковь имела богатое убранство, здесь хранилось множество древних икон. Деньги жертвовали как богатые прихожане храма, так и московские власти, заинтересованные в привлечении в лоно Православной Церкви живших на Рогожке многочисленных старообрядцев.

За годы советской власти многие иконы были утрачены, однако и сегодня люди приходят в храм поставить свечку у списка с иконы «Утоли моя печали» и поклониться мощам праведного Иоанна Кронштадтского. На территории храма находится Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению.

6. Спасо-Андроников монастырь, музей Андрея Рублёва

Где: Андроньевская площадь, 10

Совсем рядом с храмом Сергия Радонежского расположился знаменитый Спасо-Андроников монастырь (ныне закрытый), основанный в 1357 г. и названный по имени первого игумена – Андроника, ученика Сергия Радонежского. В монастыре над Яузой, защищенном стеной от шума магистралей, можно немного отдохнуть от ритма большого города.

Из зданий на территории особенно примечателен действующий Спасский собор, изящный снаружи и аскетичный внутри. Эта постройка начала XV в. – одно из древнейших зданий Москвы. Знаменит собор и тем, что его фрески около 1428 г. исполнил преподобный Андрей Рублев, инок Андроникова монастыря. К сожалению, всё, что осталось от рублёвского интерьера – орнаментальные росписи на откосах алтарных окон.

На территории бывшего монастыря также расположен Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва – один из крупнейших музеев иконописи, хранящий произведения русского религиозного искусства допетровский эпохи.

7. Дом культуры завода «Серп и молот»

Где: Волочаевская улица, 11/15, стр. 1

На крутом склоне холма у стен Спасо-Андроникова монастыря находится памятник архитектуры федерального значения – клуб завода «Серп и молот», построенный в 1928-1931 гг. архитектором Игнатием Милинсом. Сегодня о первоначальном облике ДК судят в основном по фотографиям. Сравнить их с современным обликом клуба можно, поднявшись по лестницам и тропкам у подножия холма и заглянув за ограду. Построенный в стиле конструктивизма, дом культуры сохранил широкое ленточное окно на фасаде, изогнутый козырек фойе, «вытекающий» из стены, лаконичные геометрические формы. В 50-е годы конструктивизм «разбавили» сталинской неоклассикой, добавив на лестницы вазоны и украсив стены каннелированными пилястрами (их можно увидеть под крышей клуба на заднем фасаде).

В наши дни здание претерпевает неудачные попытки реконструкции, которые ещё больше уничтожают исторический интерьер. Дождется ли федеральный памятник научной реставрации – большой вопрос.

8. Снегосплавной пункт на ручье Золотой рожок

Направляясь по левой стороне Волочаевской улицы, вы скоро доберетесь до снегосплавного пункта «Золотой рожок» на одноименном ручье. Не такая уж частая возможность – увидеть русло реки, давно заключенной в трубу и проходящей под землей, а заодно узнать, куда зимой деваются сугробы.

9. Водонапорная башня бывшего механического завода М. В. Константинова

Где: Волочаевская улица, 13-15

По правой стороне Волочаевской улицы спрятан любопытный памятник промышленной архитектуры – бывший завод, производивший оборудование для ткацких станков, с водонапорной башней, расположенной прямо в здании. По рассказам очевидцев, изнутри башня залита бетоном.

10. Усадьба Строгановых на Яузе, виды на Яузу

Где: Волочаевская улица, 38

Возвращаемся на левую сторону Волочаевской улицы и сворачиваем с нее перед домом 36а. Вскоре увидим запущенный парк, прелестный именно своей «дикостью», а в нем – особняк в стиле ампир с колоннами и портиком. Эта усадьба в XVII в. принадлежала дворянам Строгановым. Здание предназначалось для проживания в летнее время, поэтому его называли также «дачей Строганова». Позже усадьба перешла к купцам Алексеевым, оборудовавшим здесь текстильную фабрику. Сейчас в здании располагается Московский институт телевидения и радиовещания «Останкино» (МИТРО).

Усадьба возвышается над Яузой, и со склонов ее парка открываются, пожалуй, лучшие виды на реку.

Дальше мы держим путь в сторону двух творческих кластеров – Artplay и «Винзавод». Если вы чувствуете в себе силы или уже были в этих местах, можно сначала зайти на завод «Кристалл» (ул. Самокатная, 4), территория которого сейчас также преобразуется в культурный центр – он находится по «вашу» сторону Яузы. Мы же спускаемся к пешеходному Таможенному мосту (рядом с ним есть удобный спуск из парка усадьбы) и переходим Яузу.

11. Центр дизайна и архитектуры Artplay

Где: ул. Нижняя Сыромятническая, 10 

Пройдя чуть-чуть по Нижней Сыромятнической улице и свернув налево, мы оказываемся на территории центра Artplay, который создатели задумывали как маленький город (центр занимает площадь около 75 тыс. кв. м). Artplay образован на месте бывшего завода «Манометр». Основная «тематика» центра – архитектура и дизайн. Здесь множество архитектурных бюро, студий дизайна и магазинов мебели, керамики, отделочных материалов. Но приходить сюда из-за ремонта вовсе необязательно: «проживание» дизайнеров положительно сказалось на облике центра, тут приятно гулять, разглядывая граффити и необычные дизайнерские решения. Кроме того, в Artplay можно подкрепиться в кафе, посетить концерт на крыше или одну из мультимедийных выставок.

12. Центр современного искусства «Винзавод»

Где: 4-й Сыромятнический переулок, 1, стр. 6

Возможно, пик популярности этого центра прошёл: творческое пространство на территории промышленного объекта – уже не новая идея в России. И всё же «Винзавод», «специализирующийся» на изобразительном искусстве, остается местом, где можно запросто потратить несколько часов. Стоит пройтись по мастерским художников и купить «что-нибудь ненужное, но красивое», посмотреть граффити на специально отведенной стене, посетить выставку, встречу философского клуба, кинопоказ или концерт. А отдохнув, отправляться в сторону метро «Курская», где наш маршрут заканчивается.

Надеемся, вам было интересно!

Фото автора. Также использованы фотоматериалы сайтов archnadzor.ru, pastvu.com и moscow.wikimapia.org

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале