Пламенный Жуков, присмиревший генерал, индиец у цирка и другие

Установка в Москве памятника князю Владимиру вызвала широкую дискуссию. «Татьянин день» вспомнил, какие ещё монументы государственным деятелям появлялись в столице за последние 25 лет.

Георгий Жуков у Исторического музея

Фото — moscowjob.net

Увековечить маршала в бронзе хотели ещё в советское время. Памятник Виктора Думаняна планировалось установить на Смоленской площади, затем на Манежной. В 1993 году Борис Ельцин объявил, что монумент появится на Красной площади. Однако задумку скорректировали: главная площадь страны — под охраной ЮНЕСКО, поэтому к 50-летию Победы монумент поставили с другой стороны Исторического музея, на Манежной площади.

Маршал восседает на коне-иноходце, топчущем штандарты Третьего Рейха, и привстаёт на стременах, приветствуя участников Парада Победы. Художественное решение критиковалось в прессе, в том числе коллегами автора, Вячеслава Клыкова. «Скульптор Клыков — очень одарённый человек, но в данном случае не сложилось», — говорил Зураб Церетели. «Памятник Жукову мне не нравится по скульптурным, эстетическим соображениям», — признавался Александр Рукавишников.

Николай II в селе Тайнинском

Первый (фото с сайта «Чина покаяния») и второй (фото — etovidel.net) памятники Николаю II

В 1996 году в километре от Москвы появилась другая скульптура Клыкова — памятник последнему российскому императору к 100-летию его коронации. Николай II изображён в порфире и короне, со скипетром и державой. Надпись на постаменте гласила: «Государю Императору Николаю II русский народ с покаянием». 1 апреля 1997 года монумент взорвали члены леворадикальной организации «Реввоенсовет», и в августе 2000 года Клыков установил новый памятник с надписью «Царю-мученику Николаю II» (к тому времени царскую семью канонизировал Архиерейский собор Русской Православной Церкви). Больше на монумент не покушались. Он стал местом паломничества монархистов, а также маргинальных и раскольничьих групп. Последние проводят здесь осуждённый Священным синодом «Чин всенародного покаяния», где упоминаются самые разные грехи: от Восстания декабристов до смены пола.

Джавахарлал Неру на одноимённой площади

Фото — otdihinfo.ru

Площадь Джавахарлала Неру (в народе — «Джа») получила имя в 1982 году, но первого премьер-министра независимой Индии разместили там спустя 14 лет. Работа Даниила Рябичева, где политик сидит в кресле, задумчиво глядя вдаль, громкого резонанса не вызвала, однако её расположением был недоволен цирк на проспекте Вернадского. «Он (Неру — «ТД») для Большого московского цирка не сделал ничего, — заявлял директор цирка Эдгард Запашный. — 700 тысяч посещающих ежегодно Большой московский цирк идут и думают, что он и построил его, потому что торжественно восседает на троне».

Пётр I на стрелке Москвы-реки

Фото Юрия Дмитриенко

В 1997 году появился самый скандальный памятник постсоветской Москвы: «В ознаменование 300-летия российского флота» в центре города поставили стометрового Петра. Само событие отмечалось годом ранее, а моряки просили правительство России поставить скульптуру работы Льва Кербеля, но московские власти «выселили» этого Петра в Измайлово, уступив место творению главного лужковского скульптора Зураба Церетели.

Тот создал грандиозный монумент: 98 метров в высоту (выше «Рабочего и колхозницы» и «Родины-матери»), сложнейшая инженерная конструкция, множество деталей. Памятник не ругал только ленивый. «Раскорячился монумент у пластмассового дома — Гулливер-Пётр в лилипутской лодке», — пел Юрий Шевчук. СМИ утверждали, что это переработанная статуя Христофора Колумба, которую Церетели безуспешно пытался продать Испании, США и странам Латинской Америки.

Статую открыли 5 сентября в рамках празднования 850-летия Москвы, а ещё 6 июля её пытались взорвать участники уже упомянутого «Реввоенсовета». Экстремисты успели заложить взрывчатку, но их спугнули то ли рыбаки, то ли звонок анонима.

Столица пережила несколько шумных кампаний за демонтаж или перенос Петра I, которые ни к чему не привели.

Шарль де Голль у гостиницы «Космос»

Слева — памятник Жака Кордо в Париже, фото Юрия Афинского
Справа — памятник Зураба Церетели в Москве, фото Тара-Амингу

Ко Дню Победы в 2005 году Церетели воздвиг другое творение — генерала Шарля де Голля на одноимённой площади. Его размеры снова впечатляют: постамент — 10 метров, статуя — 8 метров (на взгляд автора, габариты гармонируют со зданием отеля). Лидер французского Сопротивления запечатлён в военной форме, как на монументе в Париже. Но если на Елисейских полях он вольно шагает, то в Москве вытянулся по струнке. «На постаменте... опустив руки и сгорбившись, возвышается косолапый генерал, больше похожий на пугало. Или на робота, — язвила газета Le Figaro. — Издалека его силуэт комичен. Но вблизи лицо генерала пугает, все муки ада сразу проносятся перед глазами».

Александр II у Храма Христа Спасителя

Слева — дореволюционный памятник Александра Опекушина в Кремле
Справа — современный памятник Александра Рукавишникова у Храма Христа Спасителя, фото Романа Шимко

Первый памятник царю-освободителю появился в Москве в 1893 году. Он состоял из статуи императора, шатровой сени над ней и колоннады. У москвичей монумент был популярен, хотя не обходилось без острот. По воспоминаниям графа Алексея Игнатьева, накануне открытия на соседнем заборе написали: «Безумного строителя бездарный выбран план — Царя-Освободителя поставить в кегельбан».

В 1918 году большевики снесли императора, а в 1928 году полностью ликвидировали памятник. Возродить монумент планировали сперва в Александровском саду, потом возле Кутафьей башни, но эти варианты забраковала Федеральная служба охраны. Скульптор Рукавишников три раза менял голову фигуре императора. 7 июня 2005 года памятник был открыт у Храма Христа Спасителя. Интересно, что примерно там же до революции стояла статуя его сына, Александра III.

Пётр Столыпин на Площади Свободной России

Фото Андрея Братеевского

На монумент выдающемуся реформатору «скинулись» члены правительства во главе с тогдашним премьером Владимиром Путиным. Переводили деньги и простые россияне: нехватка средств чувствовалась до самой установки. Конкурс выиграл коллектив во главе с Антоном Плохоцким, позднее в него включили скульптора Салавата Щербакова, архитектора Игоря Воскресенского и других художников. Открытие памятника состоялось 27 декабря 2012 года и было приурочено к 150-летию Столыпина.

Дмитрий Донской на пересечении Николо-Ямской и Яузской улиц

Фото — likeforyou.ru

Закладной крест появился ещё в 2003 году на месте, где собиралось войско князя перед Куликовской битвой. Планировалось, что через год установят и сам монумент, однако из-за болезни и смерти Вячеслава Клыкова возведение затянулось. Торжественное открытие задуманного им монумента состоялось спустя десять лет, 8 мая 2014 года. Дмитрий Донской сидит на боевом коне, с мечом на левом бедре; в правой руке всадник держит развевающийся стяг Московского княжества.

Патриарх Гермоген в Александровском саду

Фото — chereshina.photoshare.ru

На этот памятник ушло ещё больше времени. Монумент патриарху-мученику, умершему в польском плену, могли поставить ещё в начале XIX века на месте теперешнего Мавзолея Ленина. Планировалось, что памятник составит единый ансамбль с Мининым и Пожарским, которые стояли у Верхних торговых рядов (ныне ГУМ). К идее вернулись в 1910-е годы, но реализовать её помешали Первая мировая война и революция.

В 2012 году был объявлен конкурс на проект монумента, который выиграли Салават Щербаков и Игорь Воскресенский. 25 апреля 2013 года памятник торжественно открыт в Александровском саду.

Александр I в Александровском саду

Фото — otvet.mail.ru

Этот сад был основан при императоре Александре I — том самом, который «взял Париж и основал лицей». Его имя из названия сада не смогли стереть даже большевики, но памятник победителю Наполеона появился здесь только год назад. В борьбе за лучший проект победил всё тот же Щербаков, обошедший Церетели, Рукавишникова и Андрея Ковальчука. Напротив статуи императора, попирающего вражеское оружие, расположены барельефы с изображениями Бородинской битвы и других сражений, а также с полулегендарной сценой встречи Александра I и преподобного Серафима Саровского.


Комментарий эксперта

Артём Власов, скульптор, автор памятника Николаю Фёдорову в Омске и бюста Алексея Лосева в его московском доме-музее

Скульптор Артём Власов, директор «Дома А. Ф. Лосева» Валентина Ильина, вдова философа Аза Тахо-Годи у бюста Алексея Лосева
Фото с сайта «Дома А. Ф. Лосева»

Среди перечисленных памятников я не могу назвать ни одного выдающегося. Какие-то сделаны лучше, какие-то хуже. Монументы Патриарху Гермогену, или Александру I, или Александру II не вызывают активного неприятия — это не то, что Жуков или Пётр I. К тому же все эти памятники делались совершенно по-разному: одни — более или менее спокойно, другие — в полном аврале. Памятник Жукову вообще создан за два месяца, поэтому у него такой странный вид.

Многое зависит от автора. Салават Щербаков делает одно, Александр Рукавишников — другое, Зураб Церетели сейчас вообще ничего не ставит. То, что лепят в мастерской Рукавишникова, мне кажется интереснее, чем то, что лепят у Церетели или в последнее время делали у Вячеслава Клыкова. Но Клыков болел, и с него сложно было спрашивать. Работы, созданные им много лет назад, интересны; то, что он стал делать в конце жизни, очень спорно.

Существующие тенденции понятны: всё больший упор делается на государственность, державность. Но вы выбрали только монументы политическим деятелям и не рассматривали памятники писателям или художникам. Среди них встречаются неплохие — памятник Расулу Гамзатову слеплен профессионально, вполне приличный памятник Рахманинову.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале