Facebook несчастный

Каждое новое средство коммуникации вызывает у общества стресс, считал основатель медианалитики Маршалл Маклюэн. Психологи уверены, что социальные сети не стали исключением и «подарили» людям целый ворох неврозов, способных порождать зависимость, ощущение страха и даже депрессию.

Они предпочли больше никогда не ходить в кино,
рассудив, что у них достаточно своих собственных несчастий
и незачем им проливать слёзы над выдумками и злоключениями вымышленных лиц.

Габриэль Гарсия Маркес, «Сто лет одиночества»

Соцсети и зависимость

В социальных сетях происходит борьба за постоянное внимание, а любопытство пользователя поощряется мгновенным удовлетворением

Социальные сети, возникшие в 1990-е годы и набравшие популярность в 2000-е, в 2010-х взорвали информационное пространство. По данным Facebook, число его пользователей по итогам II квартала 2015 года превысило 1,49 млрд. Недельный охват соцсети «ВКонтакте» в марте 2015 года, по информации TNS Web Index, сравнился с охватом «Первого канала», а впоследствии ― превзошёл его.

Эти сервисы обладают огромной силой вовлечения пользователя. Гендиректор компании Qualcomm (производитель процессоров для смартфонов) Пол Джейкобс рассказывал в интервью Wall Street Journal, что, по его данным, средний пользователь социальных сетей смотрит на экран своего смартфона около 150 раз в сутки. «В социальных сетях происходит борьба за постоянное внимание, а любопытство пользователя поощряется мгновенным удовлетворением», ― говорит доцент кафедры психоанализа и бизнес-консультирования НИУ «Высшая школа экономики» Александр Евдокименко. Такая ситуация способствует развитию зависимости. «Если опираться на отчёты испытуемых, то они описывают ощущения (от постоянного использования социальной сети ― «ТД») термином FOMO ― сокращённо от Fear of Missing Out, страх что-то пропустить», ― отмечает Евдокименко.

Социальные сети могут вызвать зависимость, вовлекая людей в свой маленький удобный мирок в противовес неуправляемому реальному миру, считает священник и поэт Сергий Круглов. «От такой иллюзии трудно не впасть в зависимость, без неё человека "ломает", как ломает наркомана без очередной порции наркотика, ― объясняет отец Сергий. ― В этом плане зависимость от социальных сетей видится не менее сильной, чем, например, зависимость игромана от игры, в которой он тоже считает себя "повелителем мира"».

Общение на износ

Включившись в механизм «экономики лайков», человек начинает испытывать на себе классические стрессы медийного рынка

Ещё в 2013 году эксперты американского журнала Psychology today заявили: социальные сети являются катализаторами депрессии. Психологи отметили однозначную связь между подавленным эмоциональным состоянием и использованием соцсетей: чем активнее человек обращался к ним в состоянии стресса, тем быстрее снижался его уровень удовлетворённости жизнью.

Как отмечает Psychology today, чтобы удовлетворить психологическую потребность в коммуникации и преодолеть чувство одиночества, в соцсетях требуется общаться в несколько раз больше, чем в реальной жизни. А пользователь, активно сопереживающий удачам и неудачам сотен френдов, реагирующий на новостную повестку и откликающийся на массовые акции, начинает чувствовать себя опустошённым и подавленным. Его нервная система просто не выдерживает такого объема эмоций.

Часть психологов считает источником депрессии двусторонний механизм коммуникации в соцсети. Если традиционные СМИ позволяли потребителю «расслабиться и получать удовольствие», то соцсети задали совершенно новую модель. По сути, пользователь сам превращается в СМИ: готовит материалы к публикации, ищет сенсации, развлекает аудиторию. Так он накапливает социальный капитал (лайки, отклики и репосты) и увеличивает интенсивность воздействия на общество. Однако, включившись в механизм «экономики лайков», человек начинает испытывать на себе классические стрессы медийного рынка: рост и снижение интереса аудитории, конкуренцию за внимание, стандартизацию материалов в ущерб стилю и смыслу.

При этом авторы воспринимают публикации в социальных сетях как «свои» и острее переживают их неудачи, тогда как публикации в масс-медиа старого типа ― это нечто «иное», «чужое». Переварить мысль «никому не интересна моя жизнь» гораздо труднее, чем мысль «никому не интересны мои статьи в газете».

Фабрика тщеславия

«Идеальная» жизнь, к которой стремится самокритичный пользователь, часто оказывается вымышленной

Еще одну распространенную причину депрессии описывает исследование Journal of Social and Clinical Psychology ― это механизм «сравнивания себя с другими». Страдают от его действия те участники информационного обмена, которые привыкли ориентироваться на окружающих: «Все мои друзья ведут активную жизнь, строят карьеру, путешествуют, встречаются с удивительными людьми и живут в состоянии вечного праздника, а моя жизнь такая обычная и скучная», ― думают они. Но часто «идеальная» жизнь, к которой стремится самокритичный пользователь, оказывается вымышленной.

Дело в том, что пользователь представляет себя в социальных сетях публично, а не приватно, как в формате обычного общения. Иными словами, в процессе коммуникации пользователи социальной сети как гости великосветского салона не столько рассказывают о своей реальной жизни и делятся реальными переживаниями, сколько стараются произвести впечатление. Сама архитектура социальной сети такова, что поощряет пользователя «продвигать» свой образ, активнее навязывать его другим, чтобы получать больше социального капитала. «Facebook нивелирует наши достижения и возводит в абсолют достижения "других"», ― отмечают авторы Journal of Social and Clinical Psychology.

Проблема сравнивания себя с другими в социальных сетях оказалась настолько распространённой, что американские психоаналитики даже предложили специальное название для депрессии, вызванной «сравнением себя с другими» ― Facebook depression (FBD). В основе этого типа депрессий лежит чувство жалости к себе, уверен священник Сергий Круглов: «Грех саможаления очень мешает человеку жить позитивно, творчески, поступательно, активно исполняя заповеди Божьи, и прежде всего главнейшую из них ― о любви к Богу и ближним. Саможаление тесно сопряжено с унынием, ропотом на судьбу, осуждением тех, кто выглядит в глазах такого человека счастливее и успешнее».

В соцсетях требуется общаться в несколько раз больше, чем в реальной жизни

Но не стоит во всём винить Facebook. Некоторые исследования выявляют обратную связь между соцсетями и депрессией, обращает внимание Александр Евдокименко. «Можно допустить, что люди, склонные к депрессии, проводят больше времени в социальных сети», ― предполагает учёный.

Так или иначе, лучшим средством борьбы с проблемой остаётся профилактика. Маршалл Маклюэн был уверен, что, рационально изучив особенности любого СМИ и подготовив психику к его воздействию, можно исключить негативные влияния. Подробнее о таких способах защиты «Татьянин день» расскажет в ближайшее время.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале