Живопись без холста. Уличное искусство Москвы

Уличное искусство, или стрит-арт, зародилось на Западе в 60-е годы прошлого века, а в нашу страну пришло с перестройкой. В 1990 г. на Арбате стихийно возникла стена памяти Виктора Цоя. Начавшись с безыскусных «тэгов» (меток-подписей) и вопросов «зачем», стрит-арт быстро захватил позиции. Сегодня в России он считается одним из направлений современного искусства, тем более — в Москве, где много таких работ.

Работа Паши 183 (Цитата из песни ДДТ: «Дай хоть на секунду испытать святую милость, // Снег, вчера упавший, расспросить про небеса…»)
Открытое шоссе, 4

Мастера стрит-арта

У стрит-арта много лиц: постеры, скульптурные инсталляции, ярнбомбинг (обвязывание пряжей столбиков и деревьев). Но самым распространённым остаются граффити: из художников-граффитчиков и арт-команд Москвы можно было бы составить энциклопедию.

Работа Zoom (улица Большая Полянка, выход из метро)

Назовём несколько имён. Знаковый художник Паша 183 (скончался в 2013 году), которого окрестили «русским Бэнкси», стал популярен благодаря работам на социальные темы. Андерсеновская девочка со спичками смотрит с одной из расписанных им стен, а за словами «Спички кончаются» скрывается мысль, что тепло человеку должны дарить люди. Стиль американского художника Роя Лихтенштейна, создававшего изображения из массива точек, как в растровой графике, сделал узнаваемыми граффити команды 310Squad. А изображения великих соотечественников прославили команду ZukClub: здесь и Михаил Булгаков, на чьём лице сошлись Свет и Тьма; и пёстрый портрет Александра Скрябина, пытавшегося передать в музыке разные цвета; и Игорь Стравинский, чей образ вырастает из множества ломаных линий. Граффитчик Zoomлюбит изображать популярных персонажей, добавляя в их образы философские или юмористические детали: тут и Дарт Вейдер, предлагающий стать добрее, и перовские охотники на привале, заговорившие языком современных форумов. Кирилл Кто с помощью баллончиков краски создаёт тексты, в которых задаётся философскими вопросами…

Zuk Club. Работы в рамках проекта «Наследие» Департамента культуры.
Слева — посвящение М. А. Булгакову (Большой Афанасьевский переулок, 33), справа — портрет А.Н. Скрябина (улица Гиляровского, 19)

Хотите продолжить перечень? Первое, что нужно сделать — начать смотреть по сторонам, сворачивать в закоулки и отключаться от столичной суеты.

Где найти

Работа Zoom (обыгрывается кадр из фильма «Поющие под дождем»). 3-й Монетчиковский переулок

«Исторически» правильно начать с нелегальных граффити, которые часто соседствуют друг с другом в так называемых граффити-резервациях или хофах. Правда, интересные работы довольно быстро «записываются» другими художниками, а то и закрашиваются дворниками. Одна из знаменитых граффити-резерваций расположена рядом с платформой МКЖД «Белокаменная» в Лосином острове. Другие находятся возле станций метро «Китай-город» (во дворах Хохловского переулка), «Чистые пруды» (дворы Боброва переулка и Огородной слободы), «Менделеевская», «Беговая».

Граффити-резервация возле станции «Белокаменная»

Работа художников Grino & Baradon в граффити-резервации в Хохловском переулке

Если хочется посмотреть на «признанный» современным искусством стрит-арт, можно погулять по территории арт-кластеров — «Винзавод», «Флакон», Artplay, где расписаны большие площади. На «Винзаводе» действует проект «Стена», в котором принимают участие лучшие граффитчики Москвы, регулярно создающие новые работы поверх старых. Кураторы заявляют, что художникам предоставляется полная творческая свобода.

Работа 310Squad на дизайн-заводе «Флакон»

Что касается легального стрит-арта, вы его не пропустите: в современной Москве им украшены торцы домов в центре и на окраинах, заборы и трансформаторные подстанции в спальных районах. Некоторыми рисунками столица обзавелась за время городских фестивалей (особенно урожайным стал «Лучший город Земли», проводившийся в 2013 и 2014 гг.), другие были созданы в рамках проекта «Наследие» Департамента культуры или при сотрудничестве с муниципальными властями, третьи — нестандартная реклама. В Интернете есть готовые маршруты прогулок; отдельно можно съездить в район станции метро «Бабушкинская», где в 2007 г. несколько домов между Изумрудной, Минусинской, Шушенской улицами и Янтарным проездом были украшены граффити.

Работы в районе станции метро «Бабушкинская»

Нередко команды и художники «обживают» один район. Работ Паши 183 больше всего на востоке столицы (станция метро «Преображенская площадь»), а команды 310Squad — на западе (в окрестностях станций «Крылатское», «Молодёжная» и «Кунцевская»). Многие работы Zoom выполнены в районе станций «Серпуховская», «Полянка», «Новокузнецкая».

Коммерция и госзаказ

Как и в других странах, в России уличное искусство сталкивается с проблемами. Каждая из них побуждает задуматься, что такое настоящий стрит-арт.

Например, может ли уличное искусство быть предварительно одобренным? Правильного ответа на этот вопрос нет: многие известные граффитчики работают как легально, так и нелегально. По мнению стрит-артиста Make, появление легальных граффити вначале «даёт определённый толчок для художников, появляется шанс заработать на любимом деле». Но в итоге всё это, конечно, высасывает соки и убивает любую субкультуру», — говорит он в интервью изданию TheVillage. В то же время существуют компании, занимающиеся граффити профессионально, — например, «НОВАТЕК АРТ» — и для них важно иметь под ногами законодательную базу. На днях в Москве состоится круглый стол, где будет обсуждаться возможность ввести нормативно-правовое регулирование в области стрит-арта.

Работа «Цирк» художника Медной в рамках фестиваля Лучший город земли (2013).
Трубная улица, 15

Работа голландских художников Telmo&Miel «Становись сильным, оставайся нежным» в рамках фестиваля Лучший город земли (2014).
Улица Машкова, 22

На противоположном полюсе находится проблема вандализма: нелегальные граффити создаются на заборах и стенах, которые кому-то принадлежат и находятся в общественных местах, но мнения собственников и местных жителей никто не спрашивает.

Другой вопрос — может ли стрит-арт быть заказным. Например, современных художников часто привлекают к созданию рекламных фасадов. «Люди устали от традиционной рекламы и выработали нечувствительность к ней, — рассказывает "Татьянину дню" директор компании "НОВАТЕК АРТ" и организатор граффити-фестивалей Иван Пантелеев. — Поэтому крупным брендам выгодно задействовать новое искусство для своих целей, чтобы достигнуть вау-эффекта. При этом, на мой взгляд, бренд только выиграет, если изначально выберет художника, чей художественный язык близок его месседжу, и затем предоставит ему максимальную творческую свободу».

Реклама минеральной воды Perrier. Работа ZmogK (дизайн-завод «Флакон»)

Реклама чая Ahmad. Работа Zuk Club. Сретенка, 7

Однако креативная реклама в виде граффити мало у кого вызывает претензии. Сложнее отношение к политическому заказу.

Многие заметили, как сменилась тематика граффити, созданных при поддержке Департамента культуры. В 2013 и 2014 гг. государство, помимо портретов знаменитых деятелей искусства и культуры, спонсировало работы зарубежных художников с интернациональным содержанием. Многие граффити создавались во время фестиваля «Лучший город земли». По мнению Ивана Пантелеева, праздник был «фестивалем Сергея Капкова»: «Теперь пришла новая команда, у нее свое видение формата городских мероприятий».

Московские граффити 2015 г. созданы главным образом российскими художниками. Департамент культуры совместно с Российским военно-историческим обществом реализовал проект, посвященный 70-летию победы в Великой Отечественной войне: это и рисунки на основе архивных фотографий, и портреты героев войны на одноимённых улицах. Параллельно с прошлого года появляются граффити от условно независимых команд, пропагандирующие импортозамещение (граффити «Смена приоритетов» от проекта «Сеть» около станции метро «Добрынинская»), трезвость (арт-фасад «Трезвая Россия» от одноименного проекта в Климентовском переулке), работы, посвященные воссоединению Крыма с Россией («Крым и Россия вместе навсегда» на Таганской; «Юра, мы исправились!» от проекта «Сеть» около станции метро «Нахимовский проспект»). Художественное качество «заказных» граффити не всегда высокое.

Граффити «Советские летчики» в рамках проекта «Помнит мир спасённый»
(Департамент культуры Москвы при содействии Российского военно-исторического общества).

Работа выполнена по фотографии Т. Мельника «Советские летчики. Москва, после Парада Победы. 24 июня 1945 г.».
Садово-Каретная улица

Граффити «Крым и Россия вместе навсегда» работы художников Савикс, Korea, Цветков.
Находилось по адресу: улица Солженицына, 1. Ныне закрашено

Формы стрит-арта всё чаще становятся инструментом госполитики и даже способом пропаганды. Впрочем, если уличное искусство должно быть актуальным, здесь оно «на волне».

Живое искусство или музейная ценность?

Однако коммерция и политический заказ — преходящие явления. «Вечная» проблема стрит-арта — его недолговечность. Одни работы закрашиваются коммунальными службами, поверх других спреем наносятся «тэги»… Но сохранит ли уличное искусство свою сущность, если его музеефицировать?

Единого мнения нет. «Я считаю, что стрит-арт — живое искусство, которое живет на улице и не должно быть законсервировано, — размышляет Иван Пантелеев. — На некоторых граффити-работах уличные художники начинают вести диалог, актуальность других со временем утрачивается, и на их месте возникают новые рисунки».

Это не помешало энтузиастам создать в 2012 году Музей стрит-арта в Санкт-Петербурге. Он находится на территории действующего завода, куда можно попасть только с платной экскурсией, у него есть постоянная экспозиция — работы, созданные по приглашению известными уличными художниками из разных городов. Правда, возникает вопрос о границе между стрит-артом и монументальными росписями. Однако в прошлом году кураторы открыли ещё один способ сохранить уличное искусство. Они перевезли в Петербург из московского Лосиного острова работу Паши 183 «Алёнка», созданную на плитах площадью 17 м3 и весом 4,5 тонны. Благодаря этому она не погибла подобно многим другим произведениям художника. Но с фасадами домов такое, увы, не проделаешь.

Паша 183. Работа «Алёнка», перевезенная в Музей стрит-арта в Санкт-Петербурге

Среди более доступных мер — нанесение антивандального покрытия, как это недавно было сделано с портретом Майи Плисецкой на Большой Дмитровке работы бразильского художника Эдуардо Кобры. Благодаря покрытию можно легко смывать нехудожественные надписи. «Всё-таки в городе есть работы, о которых можно сказать, что они представляют культурную ценность, требуют реставрации и защиты, — рассуждает Иван Пантелеев. — Думаю, было бы оправданно создать реестр художественно значимых арт-работ, чтобы они не были случайно закрашены коммунальщиками и какое-то ведомство взяло на себя обязательство по их поддержанию в надлежащем виде».

На первый взгляд, универсальный рецепт, но на деле вызывает ещё больше вопросов. А судьи кто? Если ими станут городские власти, как они будут решать судьбу нелегальных граффити? Если независимые художники, что они сделают с мастерски выполненным госзаказом? Как отнесутся эстеты к философским рисункам, если они «некрасивые» или просто текстовые? Что подумают философы по поводу стильных, но неглубоких работ? Возможно, чтобы разобраться в проблемах стрит-арта, нам сначала придётся ответить на вопрос, что такое искусство…

Работа Кирилла Кто

Использованы фотографии с сайтов: cr2.livejournal.com, serge-elephant.livejournal.com, moscow-i-ya.livejournal.com, streetartmuseum.ru, а также из аккаунта компании Perrier в Twitter

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале