Как «зажечь» студента? Записки преподавателя

На первом курсе филологического факультета МПГУ Светлана Александровна Полковникова рассказала нам о том, что должен делать хороший преподаватель: «Студент ― это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь».
Общение преподавателя со студентами очень напоминает экстремальную театральную постановку

С тех пор прошло 20 лет, но я до сих пор стараюсь «зажигать» и своих читателей, и своих студентов, которые у меня периодически появляются.

Сразу скажу, что преподаватель не может и не обязан заинтересовывать всех. Даже на журналистской практике с группой из 5 человек есть люди, пропускающие занятия и выполняющие задания весьма формально.

В таком случае нужно придумать минимальные требования к зачету, после которого студента можно с миром отпустить на все четыре стороны и дальше работать с теми, кому это действительно интересно.

Общение преподавателя со студентами очень напоминает экстремальную театральную постановку: суфлера нет, кроме плана занятий и каких-то набросков; зрители должны превратиться в актеров и с интересом играть свои роли. Проблема лишь в том, что финал спектакля каждый раз непредсказуем.

Представьте себе: занятие по интервью, и четыре человека могут задавать вам и друг другу любые вопросы на заданные темы. Если вы думаете, что преподавателю задают только удобные вопросы, то спешу вас разочаровать.

В какой-то момент участники практики настолько погружаются в свои роли (это означает успешность занятия), что могут виртуозно «дожимать» человека, который пытается уйти от ответа.

Я, кстати, благодарен своим студентам. Я у них тоже учусь. Все разговоры о том, что «современная молодежь ничего не читает и ничем не интересуется» ― это такое «общее место». Читают (например, Оливера Сакса, «Человек, который принял жену за шляпу»). Интересуются (современной музыкой или классическим балетом). Умеют формулировать свои мысли (если им помогать и не говорить, какие у них должны быть мысли). Иногда немного забываются (нельзя говорить преподавателю на первой встрече: «Если вы можете этому научить»).

Впрочем, это тоже можно рассмотреть как положительный момент. Я сам любимому преподавателю по сравнительному языкознанию на экзамене сказал, что мои увлечения в области литературы, а не языка. Не думаю, что этот ответ сильно порадовал Светлану Александровну Полковникову, но свое «отлично» я получил. И, кстати, Светлана Александровна на всю жизнь убедила меня, что невозможно изучать литературу или историю, не любя их и не разбираясь в языке автора.

Студент ― это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь

Я пытаюсь заинтересовать своих студентов, показать, что они важны мне как личности, я пытаюсь не просто набить их знаниями, а научиться самостоятельно находить решение задачи, у которой может быть несколько правильных ответов.

Я не представляю себе скучного занятия по написанию новостей, репортажей, интервью, колонок или научно-популярных статей. Ну вот представьте на минуту. Преподаватель собирает студентов и начинает говорить: «Невозможно переоценить воздействие информационных технологий в современном постиндустриальном мире. Информационный поток стал настоящим оружием, которое нужно уметь использовать. Объект воздействия журналиста ожидает от него….»

Не знаю, как вы, а я уже почти уснул, пока писал начало стандартного учебника. Так делать нельзя.

Гораздо интересней показать студентам реальные заголовки типа «Во Владивостоке широко распахнул двери новый морг», или «Дима Билан заправил машину под Новосибирском», или «В одном из монастырей собака научилась подпевать колоколу».

Журналистика ― это игра с читателем. Это время чистого удовольствия, радости от создания текста. Так что практику нужно проводить весело.

Владимир Набоков как-то написал о том, что писатель погибает в тот момент, когда начинает размышлять о цели писательского труда, необходимости улучшать нравы или дать подрастающему поколению пример для подражания.

Педагог и журналист тоже в этот момент становятся покойниками, потому что начинают «наполнять» своего студента или читателя знаниями.

Надеюсь, что ни я, ни мои студенты такой ошибки не совершат, и мы не будем с ненавистью печатать на клавиатуре какие-то буквы, чтобы отделаться от вас, дорогие читатели.

Впрочем, я не могу этого гарантировать. После зажигания факела он может сгореть, сломаться или «светить всегда, светить везде, до дней последних донца».

Но это уже зависит от самого студента.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале