ГКЧП 25 лет спустя. Опрос в МГУ

В этом году исполняется 25 лет Августовскому путчу. Знают ли сегодняшние молодые люди о том, что такое ГКЧП и какие события с ним связаны? Хотели бы они жить в СССР? Вышли бы на улицу, случись путч на их памяти?

Утром 19 августа 1991 года советские граждане узнали из новостей, что президент СССР Михаил Горбачёв не может исполнять обязанности по состоянию здоровья, а власть переходит к вице-президенту Геннадию Янаеву и Государственному комитету по чрезвычайному положению (ГКЧП). Вслед за этим на экранах телевизоров вместо привычных программ появился балет «Лебединое озеро», а на улицах столицы — танки.

Москвичи ответили баррикадами и миллионными митингами. Центром протеста стал «Белый дом», руководителем — президент РСФСР Борис Ельцин. Патриарх Алексий II, узнав о произошедшем во время Литургии на Преображение, перестал поминать власти за богослужением.

Никто так и не решился применить силу. Случайными жертвами столкновений стали трое москвичей в ночь с 20 на 21 августа. В результате после трёхдневного противостояния Янаев распустил ГКЧП и объявил его решения недействительными, а 22 августа члены Комитета были арестованы и отстранены от должностей. Сторонники ГКЧП хотели остановить распад Союза, но по иронии судьбы лишь подтолкнули его, одновременно вызвав запрет КПСС и рост гражданской активности в стране. В декабре 1991 года СССР прекратил существование.

Три августовских дня оказались судьбоносными, но сегодня россияне имеют о них весьма приблизительное представление. Правда, в МГУ дело обстоит иначе. Наш опрос не претендует на репрезентативность, однако большинство респондентов не только правильно описали события четвертьвековой давности, но и аргументировали отношение к ним. А заодно — ко всей советской эпохе.

«Рано или поздно это должно было произойти»

Анастасия, аспирантка факультета журналистики

Я не очень хорошо знаю подробности, но помню, что ГКЧП значит «Государственный комитет по чрезвычайному положению» и что он был образован в августе 1991 года. Меня тогда ещё не было на свете. Говорили, что в Москве были танки, что это была попытка государственного переворота. А ГКЧП, насколько я понимаю, был призван не допустить распада СССР.

Моя бабушка говорит, что во времена СССР ни у кого почти ничего не было, но люди жили лучше, чем теперь, и были гораздо счастливее. Все были равны! А мне, если честно, кажется, что бабушка так говорит потому, что тогда была молодой — а много ли нужно молодым людям для счастья? Вот я, например, тоже чувствую себя счастливой. Мне кажется, мы и впрямь живём в самое лучшее время: по улицам не ездят танки, с неба нас не бомбят немцы, а в больницах есть пенициллин. По ночам за нашими родными не приезжают «воронки», мы не стоим в бесконечных тюремных очередях, чтобы узнать судьбу близких, не пухнем от голода и не пишем доносы на соседей. Нет, я не хотела бы жить даже 20 лет назад, когда моя мама отстаивала очереди за талонами на мыло, а папа ездил на поезде в Москву за колбасой.

Не знаю, вышла бы я на улицу в 1991 году или нет. Наверное, у людей тогда было другое представление о своём государстве, другая была вера и надежда на будущее. Наверное, не выйти было бы непатриотично. Но я рада, что Союз распался.

 

Руслана, 4 курс факультета журналистики

О ГКЧП я знаю, поскольку в своё время сдавала экзамены по истории.

Я лично не хотела бы жить в Советском Союзе, поскольку отрицательно отношусь к советскому периоду в истории и к советскому режиму в целом.

Я вряд ли вышла бы на улицу тогда, поскольку, если честно, не очень активный гражданин. К распаду СССР отношусь как к закономерному итогу: рано или поздно это должно было произойти. СССР постепенно ослабевал. Экономика не могла удовлетворять нужд страны, нужны были изменения. Не Горбачёв, так кто-нибудь другой решился бы на ликвидацию.

«Жить в СССР? Смотря при каком правителе!»

 

Дмитрий, 1 курс исторического факультета

ГКЧП — комитет, организованный в августе 1991 г. во время Августовского путча. В него входили политики советского государства, надеявшиеся сохранить распадавшийся Союз. Виднейшие участники — Крючков, Янаев. ГКЧП явился противником Б.Н. Ельцина. ГКЧП был поддержан коммунистами, том числе из других стран. Тем не менее, своей цели Комитет не достиг, Ельцину удалось разрушить СССР и установить капитализм.

Хотел бы я жить в СССР? Смотря при каком правителе и в каком социальном классе. При Хрущёве, Брежневе, Горбачёве — можно. Если бы я жил в то время, мне было бы интересно поработать в правительстве, в МИДе. Советское государство идеологически правильное, на мой взгляд. Но не знаю, вышел бы я на улицу или нет в августе 1991-го. Посмотрел бы по обстоятельствам. Либо нет, либо пошёл бы защищать Союз.

Я отрицательно отношусь к распаду. Союз был защитником и помощником колонизированных наций. Как только он распался, Запад стал крупнейшей силой в мире, произошли войны и перевороты на разных континентах.

 

Анна, выпускница экономического факультета 2014 года

Я человек-практик. Могу сформировать чёткую позицию, лишь попробовав что-то на опыте. Я не жила во времена СССР. Знаю только из рассказов родных и литературы о том, как было. Мне нравится пересматривать советские фильмы, и мне хочется после просмотра пожить в то время. Судя по фильмам, люди в СССР были более честные, справедливые, открытые, честно трудились, читали книги, гуляли по вечерам, им было весело и без компьютеров, телефонов, телевизоров... Мне кажется, что в то время жили правильно: правильно рассуждали, имели правильный распорядок дня, стыдили коллективно за плохие поступки.

А ещё меня привлекает простота всего советского: простые интерьеры квартир, одежды, всё это аккуратно смотрится и очень уютно. Тогда не было такого экономического расслоения общества, как сейчас. А какие добрые и красивые старые советские мультфильмы! И советские новогодние открытки! Они как будто волшебные, потому что рисовались художниками, и в них вкладывались частички души автора, в отличие от сегодняшних безликих компьютерных открыток. Даже советские книги с жёлтыми страницами для меня лучше, чем современные: они кажутся мне более уютными, что ли, манящими к прочтению.

Да, было много плюсов, но и минусы были. Случилось то, что должно было случиться — СССР развалился. Я считаю, что нужно смотреть вперёд и развиваться. Совершенствовать и модернизировать производство, экономику нынешней России. Ведь здесь будущее, здесь будут жить наши дети.

В августе 1991 года я бы хотела оказаться, чтобы выйти на Олимпийский проезд своего родного города Грозного. Почему? Потому что я там родилась и в преддверии Первой Чеченской войны была вынуждена покинуть этот город. Но для каждого из нас Родина одна. Поэтому я хотела бы оказаться на той самой улице, и не только в 1991 году.

 

«Страна злейших бабок у подъезда»

Максим, аспирант факультета журналистики

О ГКЧП знаю, что это была попытка небольшой группы высших советских чиновников сохранить разваливавшийся Советский Союз. Попытка провалилась, люди в Москве массово выступили против.

Я в СССР жить не хотел бы ни за что! Но хотел бы, наверное, побывать денёк в 70-х, посмотреть, как выглядели советские люди и вообще советская жизнь. И ещё очень хотел бы побывать в Москве, Петербурге, Одессе 20-х годов, периода НЭПа, увидеть живых авангардистов и всё, что они делали. Но, опять же, ненадолго!

Рассуждать о стране, в которой не жил, трудно: я родился в 1992 году, когда всё уже развалилось. Но многое знаю от тех, кто там жил. Есть куча причин, почему я не хотел бы жить в Советском Союзе, но, может быть, больше всего у меня вызывает неприятие кошмарное ханжество и морализм, который распространялся на всё. Огромная страна злейших бабок у подъезда, осуждающая всякое проявление жизни — вот что в моём представлении был Советский Союз.

Я недавно путешествовал по России и в Вологодской области разговорился с одним деревенским мужиком. Он с огромной горечью рассказывал, как у них всё развалилось: колхозы, совхозы, корабли, плававшие в советские годы ежедневно по северным озёрам… И говорил, что, дескать, теперь у нас в стране народ работать отучают. Мы его спросили: а как же фермеры, частные предприниматели? Разве не пытались поднять разваливающееся советское хозяйство? А он сказал, что были мощные проекты в 90-е годы, но в 2000-е их задушили налогами, и теперь всё стоит и разваливается, а люди пьют. Это, увы, невероятно показательная история. Но в ней виноват не развал Советского Союза, а 2000-е и период «подъёма»…

Так что я очень рад, что 25 лет назад развалилась эта ханжеская, не желавшая знать ни авангардного искусства, ни живой религии, ни нормальной музыки страна.

 

Андрей, выпускник механико-математического факультета 2014 года

Хотел бы я жить в СССР? Скорее да, чем нет. До 1985 года, пожалуй, хотел бы. Мне кажется, в период существования СССР наша страна находилась в более уважаемом положении в мире, у нас была более сильная и стабильная экономика (возможно, военный сектор был слишком развит, но, тем не менее, остальные отрасли промышленности также развивались), было больше ответственности со стороны каждого. Текущее общество очень быстро идёт по пути потребления, что сказывается и на повышенной нагрузке на окружающую среду, и на отношении к работе. Также считаю, что на этапе развития российского общества 90х — 2000-х годов всё же актуальнее было бы иметь жёсткую правящую верхушку, так как во многом люди не готовы к демократии и так называемой свободе.

Не думаю, что в августе 1991 года вышел бы на улицу — не люблю конфликты. Более того, я бы скорее предполагал назревающую гражданскую войну, а провоцировать и накалять события мне бы точно не хотелось. В сомнительных процессах преобразования государства для меня важнее личная безопасность и безопасность семьи. Мне кажется, на тот момент было слишком сильное настроение поменять всё.

Я считаю, что распад СССР — это закономерный процесс развития страны, но не поддерживаю такой путь. На мой взгляд, это слишком глобальные преобразования в государстве. К концу существования СССР правящая партия придерживалась довольно либеральной политики, возможно, реализовывать её стоило более равномерными темпами. Видя то, что получилось в итоге, мне очень обидно за произошедшее, так как образовалась огромная пропасть как в культурном, так и в экономическом и геополитическом плане между Россией и «Западом», а также было потеряно почти два десятка лет на восстановление страны.

«Хочу сам решать, куда идти и во что верить»

 

Пётр, 4 курс филологического факультета

Насколько я понимаю, ГКЧП — это была группа людей, принадлежавших к силовым структурам, пытавшихся произвести вооружённый захват власти с целью сохранить СССР. Как в школе, так и в курсе истории в университете мы проходили это очень поверхностно.

Я бы не хотел жить в СССР из-за наличия там государственной идеологии, которая была враждебна православной вере, подавляла развитие гуманитарных наук, литературу, искажала историю. Существовала цензура, лишавшая жителей СССР знакомства со многими великими произведениями мировой культуры. Систематически подавлялась свободная мысль, особенно же — церковная жизнь.

СССР был построен на крови: Революция, Гражданская война, раскулачивание, гонения на Церковь, подавление диссидентов и многое другое подтверждают это. Я считаю любовь к СССР мало совместимой со званием православного христианина и почитанием святых новомучеников, пострадавших от советской власти.

Несомненно, я бы вышел на улицу, если бы находился в то время в моём теперешнем возрасте, чтобы выступить защитником Белого дома и противником ГКЧП, несмотря даже на то, что я женат и должен заботиться о своей семье. Не дать сохранить советский строй (а в случае победы Комитета мы бы вернулись к самому худшем варианту) было в тот момент, как я думаю, верным решением, несмотря даже на трагические во многом последствия распада Союза.

Так что в целом распад СССР кажется мне положительным событием, а главное — неизбежным. Государство безбожников, построенное на искусственной идеологии, мне кажется, просто не могло не развалиться. Я признаю экономическое и социальное превосходство советского строя над капиталистическим, какой мы имели в девяностые и двухтысячные, но считаю невозможным продать за чечевичную похлебку «свободу Сынов Божиих».

 

Данил, выпускник факультета ВМК 2009 года

Я не хотел бы жить в СССР: это тоталитарный режим, в котором права и свободы личности заменяются идеями и проектами государства. Я хочу сам решать, куда идти, что делать и во что верить. Вдобавок, коммунизм с экономической точки зрения — самая неэффективная система управления.

Однако распад Союза — это, конечно, большая трагедия. Много связей экономических и культурных было разрушено. Был отмечен рост национализма и напряжённости. Но при этом распад был закономерен: очень сложно построить устойчивую систему не несвободе и подавлении.

Я думаю, что пошёл бы на улицу в августе 1991-го. Ведь если не идти таким, как я, молодым людям, то кому тогда вообще идти? Каждый из нас должен быть активным гражданином и заявлять о своих желаниях и целях.

При участии Даниила Сидорова

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале