Литературная Москва Владимира Гиляровского

В год 90-летия выхода авторской редакции «Москвы и москвичей» предлагаем вернуться на мгновение в Первопрестольную рубежа веков и попробовать увидеть её глазами Гиляровского.

«На пёстром фоне хорошо знакомого мне прошлого, где уже умирающего, где окончательно исчезнувшего, я вижу растущую не по дням, а по часам новую Москву. Она ширится, стремится вверх и вниз, в неведомую доселе стратосферу и в подземные глубины метро, освещённые электричеством, сверкающие мрамором чудесных зал».

Владимир Гиляровский, «Москва и москвичи»

Читаешь эти строки, и кажется, что они написаны сегодня — так всё знакомо. Сборник городских очерков Гиляровского стал настоящей энциклопедией столицы конца XIX — начала XX века. Дядя Гиляй любил Москву и москвичей, и эта любовь, безграничное трудолюбие и огромный самобытный талант снискали ему славу короля репортажей.

В год 90-летия выхода авторской редакции «Москвы и москвичей» предлагаем вернуться на мгновение в Первопрестольную рубежа веков и попробовать увидеть её глазами Гиляровского.

Хитровка

«Большая площадь в центре столицы, близ реки Яузы, окружённая облупленными каменными домами, лежит в низине, в которую спускаются, как ручьи в болото, несколько переулков»

Хитровка не сразу стала одним из самых мрачных мест Москвы. Название площадь получила по имени генерал-майора Николая Хитрово, который её построил и подарил городу в 1824 году. Шли десятилетия, Хитровский рынок разрастался. После отмены крепостного права сюда потянулись освобождённые крестьяне, беглые каторжники, бездомный люд. И пошла среди москвичей дурная слава о Хитровке и её обитателях.

В двух- и трёхэтажных домах, в ночлежках вокруг площади ютилось до десяти тысяч человек. В каждой квартире была своя публика: грабители, воры, «рвань коричневая», нищие.

Чужие старались здесь не бывать, даже представители власти обходили стороной «эти мрачные бездны». Всем Хитровым рынком заправляли два городовых, которых боялась «шпана», а «деловые ребята» были с ними в дружбе. В этой компании считали за своего и Гиляровского: все его знали и относились к нему с уважением. Сам писатель водил в закоулки Хитровки друзей, показывал жизнь местных обитателей актерам перед постановкой пьесы Максима Горького «На дне».

Память о Хитровском рынке жива и сейчас, во многом благодаря дяде Гиляю.

Охотный ряд

«Охотный ряд — чрево Москвы» 

Это место получило название четыре столетия назад, когда на площади начали размещаться торговые ряды, где продавали дичь. Во время Гиляровского наименование ещё не потеряло актуальность. Здесь стояли мясные и рыбные лавки, на полках лежало мясо разных сортов, по стенам были развешаны туши барашков и телят, а весь потолок занят окороками разных размеров и приготовлений. Вдоль широкого тротуара толпились торговцы с корзинами и мешками, всюду были охотники, обвешанные добычей. На мостовой ходили пирожники, блинники, продавцы напитков. Как вспоминал Гиляровский, «чистота была здесь не в моде», из подвалов лавок всегда доносился тухлый запах, хотя товар на полках был первосортный.

Повара лучших ресторанов, служащие барских и купеческих домов, хозяйки и кухарки — всех их можно было встретить в Охотном ряду. А продавцы зазывали, торговались и спорили, не забывая единственный лозунг: «Не обманешь — не продашь».

Английский клуб или Музей Революции

«…революция открыла великолепный фасад за железной решёткой со львами, которых снова посадили на воротах, а в залах бывшего Английского клуба был организован Музей старой Москвы» 

Узнать это место можно и сейчас. Конечно, это Музей современной истории России, расположенный на Тверской улице. У здания богатая история — скольких именитых постояльцев и видных гостей видели эти стены!

Ещё в XVII веке здесь жил поэт Херасков, затем дворец принадлежал графу Разумовскому. На рубеже XIX-XX веков в этом строении располагался Английский клуб, но уже во времена Первой мировой войны «храм праздности» был закрыт. Половину залов отдали под госпиталь, затем под помещения для торговли. Возможно, так и закончилась бы славная история дома на Тверской, но в 1922 году здесь торжественно открывают выставку «Красная Москва», которая положила начало Музею Революции. Экскурсанты шли сюда толпами, и на них, как прежде на обычных прохожих и извозчиков, взирали безучастно дремлющие каменные львы на воротах. Они и сейчас там — любуются главной улицей города.

Трубная площадь и ресторан «Эрмитаж»

«Там, где в болоте по ночам раздавалось кваканье лягушек и неслись вопли ограбленных завсегдатаями трактира, засверкали огнями окна дворца обжорства, перед которым стояли день и ночь дорогие дворянские запряжки, иногда ещё с выездными лакеями в ливреях» 
«Труба», как прозвали площадь москвичи, служила местом рынка, где продавали мелких животных, птиц и цветы. В дождливое время половину Трубной заливало непроходимой водой, однако, несмотря на сезон, в окрестных трактирах всегда было много посетителей и оттуда доносились шум и брань.

В 1864 году по соседству было построено здание знаменитого ресторана и гостиницы «Эрмитаж» (сегодня в нем расположился театр «Школа современной пьесы»). Управлял рестораном с особым шиком повар-француз Люсьен Оливье. Уже тогда он прославился салатом собственного изобретения, «без которого обед не в обед», как подметил дядя Гиляй.

Ещё с 70-х годов XIX века в Татьянин день, 12 января по старому стилю, «Эрмитаж» принимал студентов и профессоров Московского университета. Зал ресторана преображался, исчезала дорогая шёлковая мебель и мягкие ковры, на их место ставились деревянные столы и стулья. После утреннего торжественного акта в стенах Alma mater толпы учащихся с песнями неслись по московским улочкам, чтобы потом всем собраться во «дворце обжорства». Даже во времена злейшей реакции это было, пожалуй, единственное место в Москве, где легально произносились смелые речи: полиции запрещалось трогать студентов на праздник.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале