«Как я провёл этим летом»… практику в Венском музее

Дом Сецессиона ― знаменитое здание в стиле ар-нуво, увенчанное золотым куполом, ― считается одной из главных достопримечательностей Вены. Он был основан Густавом Климтом и его товарищами в конце XIX века. 98% посетителей этого павильона приходят оценить его внешний вид и увидеть Бетховенский фриз, созданный тем же Климтом. И только 2% посещают выставки современного искусства, которые меняются в Сецессионе каждые два месяца. Всего таких выставок проходит 10-15 в год. В этом месте в самом центре столицы Австрии я провела два месяца в качестве учебной практики.
Макет одного из выставочных пространств 
Мои обязанности были самыми разными: собрать информацию о художниках, которые приглашены в музей на следующий год, написать о каждом из них небольшой текст, чтобы он был понятен рядовому посетителю, собрать посылки с книгами для художников, выбрать рамы, создать макет выставочного пространства с уменьшенными в несколько раз скульптурами, помочь отодрать ковролин, когда выставка закончилась, зашить подушки, приехавшие из Бразилии для одной из экспозиций, и много чего ещё.

Коллектив галереи небольшой: всего 15-20 человек, включая смотрителей, рабочих, трёх кураторов, президента, администрацию, отдел прессы, издателя, фандрайзеров, курьера и уборщиц. И 10 членов Ассоциации художников Венского Сецессиона, которые определяют выставочную политику учреждения. Вся институция работает на выставки, которые у массовой публики вызывают весьма скромный интерес. Впрочем, так происходит во многих музеях: приходится балансировать между лавкой древностей и последними тенденциями в мире искусства.

Если посмотреть на выставки, которые проходили здесь за последние 20 лет, можно выявить уникальный стиль, присущий галерее. Многие работы относятся к site-specificart (искусству места): это композиции, анализирующие и трансформирующее пространство. В этих стенах уже было несколько тонн сырой земли, дискуссии нон-стоп, чья-то жилая комната, мастерская художника.
Цветы из студии Теи Джорджадзе 
В Доме Сецессиона часто выставляют молодых и не очень известных художников, в основном из Австрии и Германии. К каждой выставке музей выпускает каталог ― Artist’s book или книгу художника, призванную стать частью выставочного проекта. У всех выпусков своя форма: одна художница сделала книгу в виде ежедневника, другая ― как набор вырезок из газет, кто-то оформил альбом в виде документов, вложенных в офисную папку. Такое издание читаешь не ради информации, а чтобы ещё раз погрузиться в атмосферу выставки, прикоснуться к миру автора.

Работать в Сецессионе было очень приятно. Во-первых, это самый центр Вены: направо пойдешь ― рынок Нашмаркт, налево ― собор святого Стефана, прямо ― парк, криво ― опера. Снаружи здание выглядит компактным и даже маленьким, но внутри понимаешь, сколько здесь потайных дверей, недоступных для посетителей. Эти двери выглядят и работают по-разному: открываются вперед и назад, разбираются на время выставки и вырастают посреди комнаты, если нужно перегородить пространство.

Ещё здесь есть сувенирный магазин, столовая, библиотека, мастерская, где собираются предметы для выставок. Мне было особенно приятно бывать в мастерской: на стене висели молотки и дрели, рядом можно было найти много маленьких деталей, которые в умелых руках превращались в уменьшенные копии скульптур, в зале работали студенты художественных вузов и звучал то Бах, то Дженис Джоплин.
Открытие выставки. Президент и Теа Джорджадзе 
На мою практику пришлось открытие двух выставок. Из Берлина в галерею перевезла свою студию грузинская художница Теа Джорджадзе. А марокканский мастер Ито Баррада прислала множество работ, среди которых были скульптуры, фотограммы, текстиль, нуга, видео о поддельных ископаемых (трилобитах и аммонитах), которые в ее стране продают туристам как настоящие. Выставка Баррады проходила сразу в нескольких комнатах и на двух этажах галереи.

Задача куратора ― выстроить драматургию экспозиции так, чтобы гость, не знающий о художнице ничего, смог установить связь между одной комнатой и другой, между фотограммой и скульптурой верблюжонка. Правила организации выставок весьма условны: есть нормы, на каком расстоянии от пола должна висеть картина, но нигде не написано, как именно расставлять предметы в зале, какая роль в экспозиции отводится зрителю. Поэтому каждая выставка ― отдельная история: большое количество прочитанных книг, переговоры с художниками, множество спонтанных и необычных решений, которые принимает куратор.
Ито Баррада 
И вот происходит долгожданное открытие. Президент произносит речь, гости пьют вино, (но только в фойе ― в выставочные залы с напитками не пускают), первые замечания посетителей, похвала, критика. В зале, наверно, человек двести, что по меркам Вены очень неплохой результат. Конечно, большинство из них ― преподаватели искусства и их студенты, художники, историки, их друзья и друзья друзей. Но уже на следующий день сюда придут туристы, стремящиеся увидеть фриз Густава Климта и заодно посмотреть на современное искусство.

Фото автора
Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале