Восемь лет ― один «Викинг». Крещение Руси получило авторскую версию

29 декабря в прокат вышел «Викинг» ― новая кинокартина Александра Кравчука, снявшего в 2008 году нашумевший «Адмиралъ» с Константином Хабенским, Елизаветой Боярской и Сергеем Безруковым. Фильм сразу вызвал волну неоднозначной критики. Наш корреспондент отправился в кинотеатр, чтобы выяснить, почему картина привела к столь ожесточённым спорам.

«Викинг» ― авторская интерпретация того, как ярый язычник, чуждый всякой морали, пришёл к христианству. Это очередная история становления на «путь истины» запутавшегося, но постоянно ищущего правды человека, и история эта рассказана захватывающе.

Кравчук на этот раз создал масштабную историческую сагу сродни «Игре престолов» (в отличие от слегка «клюквенного» «Адмирала»). Картина смотрится не хуже многих западных аналогов: большое количество батальных сцен и эффектные технические решения. Однако главные герои ― Владимир (Данила Козловский) и Ирина (Светлана Ходченкова) ― теряются под натиском множества других персонажей. Киевского князя затмевает воевода Свенельд (Максим Суханов), а Ирину было бы справедливо отнести к героям второго плана, хотя именно благодаря ей князь начинает духовные поиски.

Фильм охватывает временной промежуток между 980 и 988 годами: от похода на Полоцк до похода на Корсунь и принятия христианства. В работе над сценарием авторы принимали во внимание основной исторический источник, повествующий о первых годах существования Древней Руси, ― «Повесть временных лет», составленнуюмонахом Нестором. Однако летопись довольно скупо рассказывает о деталях событий и тем более о мотивах, направлявших Владимира. Сценаристам приходится домысливать обстоятельства событий, известных из «Повести», и они охотно подчиняют логику действий русского князя законам Голливуда. С другой стороны, именно попытка охватить большой исторический промежуток вызывает ощущение незавершенности, как будто авторам хотелось рассказать слишком о многом и сразу.

После сцены исповеди (чуть ли не единственной, где Козловскому удалось показать актёрский талант) ритм фильма и вовсе меняется. Зритель вынужден покидать зал, так и не увидев ни крещения самого Владимира, ни крещения русского народа (последнее показано мельком). Может быть, это и не входило в режиссёрский замысел: главный герой как был викингом с самого начала, так им и остался. Да, в финале это викинг очистившийся и полный веры, но ещё не креститель Руси...

Интересно, что работа над картиной шла восемь лет ― столько же, сколько длится действие. Оправдает ли фильм мировая премьера, посмотрим. «Викинг» неоднозначен, но и любовь, и ненависть, и ярость в нём есть.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале