Всё гениальное просто

Ирано-французская картина «Коммивояжёр», режиссёром и сценаристом которой выступил Асгар Фархади, получила две награды на кинофестивале в Каннах. Одна из наград — за лучший сценарий, однако массовому зрителю сюжет и его реализация могут показаться весьма банальными.

Школьный учитель Эмад (Хашаб Хоссейни) и его жена Рана (Таране Алидости) вынуждены поменять место жительства. Им подвернулась хорошая, просторная и недорогая квартира, которая оказалась местом с сомнительной репутацией. Вскоре в её стенах на Рану было совершено нападение, после которого вся семейная жизнь этой пары полетела в тартарары. Такой вот простой сюжет, под стать которому и лаконичность его реализации на экране. Невольно вспоминаются известные слова: «Всё гениальное — просто».

Последняя картина Андрея Кончаловского рассказывает о достижении Рая путем преодоления земного ада, а фильм Фархади показывает, где в повседневной жизни этот ад прячется: за любовью, за понятием чести (не путать с честолюбием), за благородством, даже за любовью к ближним и своим врагам.

Минимализм обеих картин — ещё одна их общая черта. Без музыки, без спецэффектов, без компьютерной графики — только актёрская игра и объектив камеры.

Однако есть и различия. «Рай» Кончаловского более сложен по замыслу и реализации, в то время как «Коммивояжёр» прост как пять копеек и даже снят с нарочитой небрежностью. Здесь нет высокохудожественных кадров, как в «Рае», — наоборот, при помощи недостроенности кадра режиссёр погружает зрителя в мир героев экранизации, создаёт впечатление присутствия и участия в их жизни.

Кадр из фильма «Рай» Андрея Кончаловского 

Бытовой сюжет иранский режиссёр закручивает до такой степени, что получается практически триллер. Финал картины страшен. В нём ярко и акцентированно показано, как низко может пасть герой, преследующий благие и благородные цели (найти человека, покусившегося на жену).

Замечательность проекта — в простоте использованных средств, в отсутствии коммерческой выгоды, в искреннем желании высказаться и быть услышанным. К сожалению, в России эта картина, как принято говорить, «не зашла»: кассовые сборы измеряются несколькими десятками тысяч долларов.

Кадр из фильма «Коммивояжёр» Асгара Фархади 

Возможно, для отечественной аудитории два авторских фильма в месяц — многовато, а скорее всего, «Коммивояжёру» и не дано собрать у нас массового зрителя. Впрочем, картина Асгара Фархади в очередной раз показывает, что далеко не всё стоит мерить деньгами.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале