Начал работу образовательный сайт об отечественном кино «Чапаев»

Проект, созданный главным редактором Любовью Аркус и коллективом журнала «Сеанс» на основе семитомной энциклопедии «Новейшая история отечественного кино», включает в себя образовательные курсы, киноведческую базу с текстами и редкими архивными документами, а также специальный раздел видео-интервью «Свидетели, участники и потомки», в котором собраны интервью, личные письма, документы и фотографии кинематографистов и их родственников.
Петербургский журнал «Сеанс» запустил новый образовательный проект «Чапаев», посвящённый истории отечественного кино в контексте истории страны, сообщает ИА Regnum.

В основу ресурса был положен структурный принцип «кино и контекст». Портал рассказывает о фильмах в нестандартном ключе: связь ленты и времени, история создания и люди, работавшие над картиной.

На сайте размещены образовательные курсы, которые делятся на несколько типов: исторические периоды, конкретные личности, фильмы и отдельные феномены. На данный момент проект содержит два курса: «Школьный фильм» и «Маргарита Барская. Амазонка детского кино». Курсы содержат материалы разных жанров, среди которых статьи, фото, интервью, исторические документы и фрагменты хроники. Источниками большей частью становятся бумажные носители, не публиковавшиеся в интернете. Иногда это документы из личных архивов, которые ранее не были введены в широкий оборот.

Спецпроект «Свидетели, участники и потомки» включает в себя видеоинтервью с участниками кинопроцесса, детьми и внуками советских кинематографистов. Также на данный момент готовятся разделы «Летопись» и «Глоссарий».

По словам шеф-редактора «Сеанса» Василия Степанова, идея «Чапаева» не родилась спонтанно.

«Журнал "Сеанс" уже давно занимается энциклопедической работой. В начале нулевых вышел семитомник "Новейшая история отечественного кино. 1986-2000", которая подробнейшим образом рассказывает о нашем кино последних 15 лет ХХ века и портретирует множество отечественных деятелей кино: режиссёров, операторов, сценаристов, актёров, организаторов производства и прочих. В дальнейшем проект развивался, расширялся в интернете как электронная энциклопедия и несколько раз перезапускался», — приводит ИА Regnum слова Степанова.
Он добавил, что сейчас замысел иной. «"Чапаев" — это не база данных, а система образовательных курсов, цель которых в будущем дать читателю полное и глубокое представление о нашем кинематографе и его истории, а через кино и об истории нашей страны. Кино и его история для нас своего рода вид оптики, через которую хочется взглянуть на нашу общую историю. По большому счёту он может быть интересен и любителям кино, и тем, кто его не очень-то смотрит».

Над содержанием проекта работают эксперты и историки. Среди них — историк кино Евгений Марголит, сценарист и режиссёр Олег Ковалов, историк и редактор-составитель более ста изданий о кино Владимир Забродин и другие. Среди архивов и музеев, с чьей помощью проект смог увидеть свет, — Госфильмофонд, музей «Мосфильма», музей «Ленфильма», Бахрушинский музей, музей МХАТа и Музей кино.

По словам главного редактора журнала «Сеанс» Любови Аркус, есть люди (и их 98%), про которых «очень мало и очень плохо было когда-либо что-либо написано». «Среди этих людей есть выдающиеся фигуры, например режиссёры Константин Юдин или Эдмонд Кеосаян. Вы не найдёте про Кеосаяна никакой литературы, потому что критики о нём не писали, не считали нужным. Кассовый хит — писать мы об этом не будем. И если ты не находишь ничего, то нужно найти людей, которые помнят этого человека, найти участников съемочного процесса, детей, личные, семейные архивы. Это поисковая, научно-исследовательская работа. Мы это потихонечку делали, и это был живой процесс», — рассказала Аркус порталу КиноПоиск.ru.

Она добавила, что «Чапаев» сразу родился как образовательный проект. «Львиная доля времени ушла на составление базы. Мы стали её делать системно, и это огромная работа. По каждому человеку мы собрали библиографические списки, отправились в библиотеки и архивы. Тогда, с энциклопедией отечественного кино, это был онлайн-процесс, который никогда не претендовал на конечный продукт — что мы успевали, то и выкладывали. А сейчас мы собрали 150 текстов про Эйзенштейна. Хотя это не конец, хотя когда-нибудь кто-нибудь напишет новый текст о нем, и мы его туда выложим, но в целом за то, как собран сейчас Эйзенштейн, мы отвечаем. Это принципиальное отличие», — рассказала Аркус.
Любовь Аркус. Фото: КиноПоиск.ru 
Страница каждой персоны или фильма содержит подборку текстов, фотографий и видео. Это критические тексты разных лет, интервью, фрагменты сценариев, лекций, кадры со съёмок и из фильма. «То, что есть на сайте "Чапаев" сейчас, — только начало. Сейчас в базе 200 единиц, а должно быть около 20 тысяч», — пояснила Любовь Аркус.

Она добавила, что главные читатели нового портала — люди гуманитарных профессий, которые найдут для своей работы много полезного: «Тебе не придётся идти в библиотеку, искать в интернете, да в интернете этого и нет. Мы выкладываем многое впервые. Мы оцифровываем старые книги, прессу 1920-х годов, личные архивы. Этого нет в сети. Где ты сможешь узнать, кто снимал кинохронику в блокадном Ленинграде, узнаешь подробности из жизни этого удивительного человека? Только на "Чапаеве"».

Cредства на запуск «Чапаева» были выделены Фондом кино. 

«Мне "Чапаев" безумно нравится. Я попробовал преподавать, и понял, что мне очень не хватает такого ресурса», — прокомментировал Ленте.ru запуск ресурса глава Фонда кино Антон Малышев.

Чёрно-белый журнал о кино «Сеанс» издается в Санкт-Петербурге с мая 1990 года. В 1994 году «Сеанс» начал вести также издательскую, а в 1997-м — научно-исследовательскую деятельность. С 1998 по 2004 годы редакция журнала создала «Энциклопедию отечественного кино. Кино и контекст» в семи томах.
Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале