Школьный вертолёт будет доставлять детей в тундру к одному из кочующих родителей

Раньше вертолёты могли доставить ребёнка к месту кочевий только в том случае, если в тундре находятся оба родителя.
Фото: «Красный тундровик» 
Вертолёты, которые отвозят учеников на каникулы в тундру в Ненецком автономном округе, будут доставлять детей к родителям и в том случае, если кочует только один из них, сообщает пресс-служба администрации региона.

Соответствующие изменения в «Порядок вывоза детей на каникулы в места кочевий их родителей» приняты администрацией НАО. Раньше «школьные вертолёты» могли доставить ребёнка к месту кочевий только в том случае, если в тундре находятся оба родителя.

Изменение будет закреплено в законе округа «Об образовании».
Фото: Alexcheban.livejournal.com 
Кампания по доставке детей на летние каникулы начнётся 20 мая. Всего запланировано восемь рейсов, в том числе один резервный. Кроме окружных поселений, учеников отвезут к кочующим родителям семейной (родовой) общины «Нерута», СПК (сельскохозяйственный производственный кооператив) «Ерв», в тундру в районе населённых пунктов Каратайка, Шойна, Ома и Несь.

Первыми домой отправятся те ученики, которые не сдают итоговые экзамены в 9 и 11 классах. Выпускникам 2017 года бесплатный проезд домой за счёт окружной казны будет обеспечен в июне после экзаменов в рамках регулярных рейсов в поселения.

«Уникальный, характерный только для нашей территории проект «школьных вертолётов» даёт возможность и в современных реалиях и требованиях школьного образования создать условия для сохранения и развития самобытного, социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Севера. Жизненный опыт показал необходимость совершенствования законодательства в данной сфере. Надеюсь, что в этом году больше ребят смогут провести лето, кочуя с семьёй», — приводит сайт администрации региона слова губернатора НАО Игоря Кошина.

Коренное население Ненецкого автономного округа, которое работает в оленеводческих хозяйствах в тундре, ведёт кочевой образ жизни. В советское время были попытки создать стационарные оленеводческие «хозяйства-колхозы», однако это оказалось невозможным и неприменимым на практике. Жизнь оленеводов — это постоянное перемещение по тундре с одной стоянки на другую круглый год, на одном месте задерживаются не дольше, чем на один-два месяца, так как олени съедают ягель в пределах стоянки. 
Фото: Alexcheban.livejournal.com 
В НАО проживают 42 тысячи жителей и 180 тысяч оленей, которые находятся на естественном выпасе на бескрайних просторах тундры. Этот традиционный образ жизни сложно представить людям, живущим в городе, но эти семьи живут так из поколения в поколение.

В летнее время вся семья оленеводов проводит в тундре, включая женщин и детей. В конце августа — начале сентября детей собирают по тундре на вертолётах, а в декабре перед новым годом возвращают обратно в семьи. В зимнее время в тундре остаются только мужчины, женщины обычно зиму проводят в посёлке, куда их иногда забирают на вертолёте по пути в сентябре вместе с ребёнком.

Детей собирают из чумов по тундре, используя вертолёт Ми-8. В случае, если есть перелёты над морем, — Ми-8 МТВ.

Кроме двух пилотов в составе экипажа вылетает преподаватель школы, а также проводник из коренного населения, который знает маршруты оленеводов в тундре. Основная проблема — это найти чум оленеводческой бригады, большинство из них не сообщают свои координаты и поиск проводится визуально. Часто это занимает по два-три часа.

Ребёнок с младенчества проводит в чуме, уже в четыре-пять лет дети ведут хозяйство практически наравне со взрослыми.

Самая серьёзная проблема — это возврат детей к традиционному образу жизни. За время нахождения в городе ребёнок теряет навыки, которые были приобретены в тундре. По статистике, до 80% детей всё же возвращаются в тундру в свои посёлки либо в оленеводческие хозяйства.
Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале