Живите в доме — и не рухнет дом. К 77-летию Андрея Миронова

В Москве, в доме 7 по Малому Власьевскому переулку, расположена мемориальная квартира одной из самых известных семей отечественного театра — единственный в России музей памяти Андрея Миронова и его родителей.
Фото: Cnd.afy.ru 

Как о любой знаменитости, об Андрее Миронове написано очень много, однако ни воспоминания коллег, ни мемуары возлюбленных не передадут всего, чем жил один из самых успешных советских артистов. Многое может поведать о нём квартира, сохранившая память его детства, место, где он, всесоюзно знаменитый и всенародно любимый, бывал так часто.

Всего в музее представлено около полутора тысяч экспонатов. Огромное количество вещей и вещиц, коллекций, собранных Марией Владимировной Мироновой, поражает посетителя с самого порога. Начало коллекционированию положил отец семейства — уникальный набор агитационного фарфора, приобретённого Александром Сергеевичем Менакером, сейчас находится во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства (в квартире представлена лишь одна тарелка). Две изящные люстры, одна в гостиной, другая в рабочем кабинете Менакера, куплены на аукционе в «Эрмитаже» в конце 20-х годов. Ленинградская тема прослеживается и в наборе гравюр с видами Санкт-Петербурга, откуда был родом глава семьи.

Искусство казаться воздушным при исполнении сложного номера Андрей Миронов постигал с детства, и этому способствовала среда обитания. В доме Мироновых гостили именитые советские композиторы Матвей Блантер и Ян Френкель. В одной из комнат посетителям традиционно показывают рояль — дар «первого советского шансонье» Исаака Дунаевского, а также стул, за которым, по преданию, сидел сам Фёдор Шаляпин. На одном из концертов Андрей Миронов говорит об участии в его образовании корифея отечественной эстрады Леонида Утёсова. Среди домашних реликвий можно заметить уникальную композицию фарфоровых статуэток, изображающих сценку из пьесы «Безумный день или Женитьба Фигаро», — подарок Асты Бржезицкой, друга семьи и ведущего художника Белёвского фарфорового завода. Рядом с фигуркой, изображающей героя Андрея Миронова, художница расположила двух маленьких Купидонов.

Фото: Mapio.net 

Семья именитых родителей, общение с живыми классиками кино и театра, стремительный взлёт, толпы поклонников, ранний успех — про таких говорят «баловень судьбы». И лишь самые близкие скажут, каких трудов стоила «баловню» очередная юмореска, чем обходились бесчисленные гастроли. О перенагрузках, аневризме и тяжелейшем фурункулёзе долгое время знали только свои. Недаром кто-то из великих однажды заявил о «жизненной необходимости иногда быть слабым», этаким Павлом Фарятьевым, с неуклюжими руками и страдающим лицом. Очаровываясь и разочаровываясь, в закулисном быту красавец мужчина нередко становился персонажем собственной драмы.

К своему главному утешению, Ларисе Ивановне Голубкиной, он шёл всю свою жизнь. Войдя в жизнь семьи Мироновых, вторая жена Андрея и сама приложила руку к маленькому миру их домашнего очага: подарила Марии Владимировне две расписные «сырные» доски авторской работы и положила начало новой коллекции. «Красная» кухня квартиры как раньше, так и сейчас удивляет разнообразием палитры и несёт на себе следы старинных знакомств хозяйки: одну из её стен украшают горельефные панно, купленные Марией Мироновой у ещё неизвестной в то время художницы Ирины Емелиной. Расписные чашки полхов-майданской росписи, до сих пор идущие швейцарские часы фирмы Moser & Cie, работающий и поныне финский холодильник — всё так, словно хозяева вышли, а не ушли.

Амплуа, как и родственников, не выбирают. Образ удачливого интригана и ловкого героя-любовника по-своему тяготил Андрея («Терпеть не могу понятие "амплуа"»). Желание глубокой роли долгое время оставалось неудовлетворённым: вывести Миронова из привычной для зрителя вокально-танцевальной партии было риском для многих режиссёров. Сыграть трагического героя — может быть, самого себя — ему посчастливилось лишь в нескольких кинокартинах: «мистический» монолог Фарятьева (фильм И.льи Авербаха), как и ставшая хрестоматийной сцена самоубийства Ханина (германовский «Лапшин»), познакомили зрителя с другим, совершенно незнакомым Мироновым.

Фото: Old.planetadorog.ru 

Неуловимый Фигаро следовал за ним повсюду: по словам коллег, роль ловкого испанца артист сыграл около 450 раз. В знаменитом колете, расшитом маленькими зеркалами (один из экспонатов музея), он исполнил и заключительную роль. В августе 1987 года, спустя девять дней после неожиданной смерти Анатолия Папанова, Миронов выйдет на сцену в последний раз. Спектакль он доведёт до самого конца и запнётся на одной из финальных реплик. «Сегодня она отдаёт предпочтение мне», — говорил о невесте, а сказал о смерти. Людям свойственно видеть символы, однако символизм смерти на театральной сцене — только театральный. Билет в вечность получает тот, кто готов к ней, кто поднялся на пик своих внутренних сил… Теряя сознание на руках Альмавивы-Ширвиндта под внезапное «Занавес!», Андрей Миронов, может быть, понял слишком многое.

После смерти сына Мария Владимировна организовала в комнате покойного мужа камерный музей («Музей моих мальчиков»). Именно здесь находится большой портрет Андрея Миронова из театра Сатиры, стул из его гримёрной, галстук-бабочка, краски для грима, кофр для концертных костюмов и та самая рубашка Фигаро с разорванным воротом. Переживая «собственную Хиросиму», Мария Миронова на некоторое время оставила театр — для того, чтобы вернуться к зрителям уже не в эстрадном, а в более строгом драматическом образе и вывести на сцену дочь и маленького внука.

Несётся жизнь, мелькают лица, меняются вкусы, музыка, песни и всё дальше уходят от нас те, кто когда-то был столь необходим. Музей в Малом Власьевском переулке будет существовать столько, сколько простоит здание. В этой квартире очень много жизни — после её посещения хочется пожелать каждому дому такого же человеческого тепла.

Через 23 года от дня рождения Миронова нас будет отделять целое столетие. По нынешним меркам это головокружительно далеко — удержать бы то, что имеем.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале