Выпускник химфака: Теперь для меня очевидны вещи, которые до других доходят годами

Почему сегодня люди идут на химфак, и кем работают после его окончания? Бывают ли несчастные случаи во время учёбы? Как химия помогает в жизни, и как заинтересовать этой наукой школьников? На вопросы Taday.ru отвечает молодой выпускник МГУ Анатолий Волков, который когда-то считал химию магией, а теперь работает на военном предприятии.
 
Фото из личного архива Анатолия Волкова 

Анатолий Волков родился в городе Свердловске. В 2006 году окончил химический факультет МГУ, затем учился в аспирантуре Института физической химии и электрохимии имени А. Н. Фрумкина РАН. В 2009 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «Жидкостная хроматография мицеллярных растворов наночастиц металлов». Работал в Москве в Центральной лаборатории контроля качества Управления делами Президента РФ, сейчас трудится в Туле в компании, которая входит в АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей».

― Анатолий, кто такой современный химик, и чем он занимается?

― Химия ― очень сложная и разнообразная наука, поэтому очень затруднительно в двух словах описать, чем занимается современный химик. Химик может быть производственником и работать на заводе с непрерывной линией. В этом случае от него требуются весьма специализированные знания, но он должен оперировать ими незамедлительно, ведь малейшая ошибка может привести к техногенной катастрофе. В то же время химик может работать в чистой науке. Здесь от него уже требуется не только глубина знаний, но и их разносторонность, дальновидность, зато больше времени на осмысление эксперимента, моделирование всех процессов.

Если понимать под химиком меня, то я в основном занимаюсь административной работой: руковожу небольшой группой из шести человек. Наша группа отвечает за непрерывное обеспечение производства различными компаундами (жидкими изоляционными составами без растворителей; при высыхании компаунды затвердевают ― «ТД») на органической основе и проведение входного контроля поступающего сырья. Кроме основных задач, на наше подразделение возлагается отработка технологических процессов в лабораторных условиях перед их переносом на производственные мощности, а также разработка и поиск новых материалов с заданными свойствами.

― Вы чувствуете себя полезным на работе? Что в вашей повседневной работе вам больше всего не нравится? Прокрастинация вам знакома?

― О прокрастинации не может быть и речи. На этой работе я тружусь уже шесть лет и считаю это своим первым местом работы, где бы требовались все мои знания и умения. Специфика работы, наукоёмкого производства, накладывает свои отпечатки. В то же время это производство, где есть «план» и сроки, то есть действовать надо оперативно, в условиях ограниченного времени. Больше всего в работе не нравится то, что я живу на другом конце города, а дороги в Туле не располагают к длительным путешествиям: они загружены и часто разбиты.

 
 Фото: Postupi.online 

― Почему вы выбрали именно эту профессию?

― Меня привлекла в химии «магия» взаимопревращения веществ. То, что обыденные, окружающие нас предметы ― это вещества, способные при определенных условиях в одну или несколько стадий превращаться в совершенно другие, из которых снова можно получить исходные. Это как круговорот воды в природе, который происходит не только с водой и ограничен лишь фантазией экспериментатора.

― Кстати о превращении веществ. В фильмах о Фантомасе главный злодей растворял людей в ванной с серной кислотой. Меня всегда интересовало: это вообще возможно?

― Да, растворить тело в серной кислоте можно, но останется много фрагментов, не затронутых химической реакцией: кости, зубы, волосы, ногти. Более элегантное решение есть в сериале «Во все тяжкие» (там используется плавиковая кислота ― «ТД»), но двумя канистрами здесь не отделаться, да и времени много потребуется.

― И что, у вас эта «магия» не рассеялась со временем?

― «Магия» химии развеялась на первом курсе: то ли рутинность экспериментов в программе, то ли тоска по дому наложила отпечаток, но химия перестала восприниматься как волшебство, а стала работой, которую хорошо знаешь и которую надо постоянно изучать.

― Во время вашей учёбы на факультете были какие-то неординарные ситуации или экстренные случаи?

― Разбитый ящик со ртутными термометрами или розлив литра брома ― да их и экстренными считать не хочется: на факультете очень много времени уделяется технике безопасности и ликвидации подобных внештатных ситуаций. Всё быстро нейтрализуется, собирается, утилизируется ― нет ни отравлений, ни пострадавших. А чтобы вы могли представить масштабы техники безопасности в процессе обучения, скажу, что нам объясняли, как случайно не устроить ядерный взрыв.

 
 Фото из личного архива Анатолия Волкова 

― Не хотелось после окончания университета продолжить научную работу и преподавать на кафедре?

― После окончания университета я продолжил научную работу: поступил в аспирантуру, досрочно защитил кандидатскую диссертацию. На нынешнем месте работы научные изыскания также поощряются. Периодически публикую статьи в рецензируемых научных изданиях, в этом году внедрил в производство новый материал, успешно прошедший испытания, в том числе в полевых условиях. А вот преподавательская деятельность с научной, на мой взгляд, не связана.

― Было ли у вас желание, имея основательные фундаментальные знания, уехать за рубеж?

― Разумеется, и мысли, и желание такое было. Но прежде всего это риск. И мне показалось, что этот риск не оправдан.

― В чем был риск?

― Риск поездки за рубеж ― прежде всего финансовый: платный медосмотр в посольстве, деньги на билеты, сумма на счёте и прочие сопутствующие расходы. Всё это на одну трехмесячную попытку мне показалось неоправданным.

― А есть ли у вас международный опыт общения? Есть ощущение, что знания русских выпускников из МГУ превосходят знания представителей иностранных школ?

― Опыт общения с людьми не из ближнего зарубежья у меня есть. Только вот общался я с людьми весьма заслуженными, преподавателями в иностранных вузах. По крайней мере, в отношении себя пропасти в знаниях я не чувствовал.

― Вам помогает знание химии в жизни?

― Конечно, помогает. Химия вокруг нас: жесткость питьевой воды, эксплуатация автомобиля, удобрения для растений ― многие вещи, до которых люди «доходят» после глубокого изучения вопроса, выпускнику химфака кажутся очевидными. Например, с помощью лимонной кислоты легко почистить от накипи чайник или стиральную машину.

 
Фото: Postupi.online 

― Поддерживаете отношения со своими бывшими одногруппниками? Как сложилась их судьба, работают ли они по специальности?

― Отношения с одногруппниками как-то сошли на нет: первое время общались, но со временем дороги разошлись. А судьбы у них сложились разнообразно: кто-то уехал за границу, кто-то на малую родину, многие остались в Москве. По специальности работают не все. В 2006 году, когда мы выпустились, были востребованы менеджеры и программисты.

― Если перед вами стояла задача за несколько минут заинтересовать меня изучением химии, что бы вы сказали?

― Заинтересовать химией? Тут не рассказывать, тут «фокусы» показывать надо: вулканчик из дихромата аммония, йодистый азот, взрывающийся от прикосновения, ярко-васильковая окраска аммиачного комплекса меди. Ничего необычного, стандартный набор.

Беседовала Светлана Чиркова

 

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале