Студенты, революция и христианский взгляд на историю

Что важно помнить при рассказе о событиях 1917 года? Как приблизить их к нашему современнику, сделать историю яркой и нескучной? В чём христианское отношение к революции? Об этом рассказал главный редактор «Татьянина дня» Даниил Сидоров в докладе «Как выражать христианскую точку зрения на острые общественно-исторические проблемы? (На примере проекта "Студенты революции")» на II Международной конференции «Цифровые медиа и православное пастырское служение».

Καλημέρα! Good morning! Доброе утро!

Уважаемые коллеги, дорогие друзья!

Представляемый мною интернет-журнал «Татьянин день» ― старейшее в современной России студенческое православное издание, учреждённое в 1995 году храмом мученицы Татианы при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова. Оно переживало разные периоды, и сегодня мы стремимся рассказывать о том, что интересно нашей аудитории ― молодым людям, студентам, прежде всего Московского университета. Каждый месяц на сайт заходят порядка 100 тысяч посетителей. Мы не ограничиваем себя церковной тематикой, даже стремимся её избегать, но обо всём стараемся говорить с христианской точки зрения.

 

Как же это делается, и какой результат может принести? Рассмотрим онлайн-проект «Студенты революции» (studenty1917.ru), который мы сделали в прошлом году совместно с изданием «Стол» (s-t-o-l.com). Как и «Татьянин день», «Стол» ― христианское СМИ, но работает для светской аудитории и не ограничивается церковной повесткой.

В 2017 году Россия отметила столетие революции, необратимо изменившей облик страны и всего мира. Однако на общенациональном уровне этот юбилей прошёл почти незамеченным. Не было ярких всероссийских мероприятий, акций или флешмобов ― ни с положительной оценкой события, как это было в советскую эпоху, ни с отрицательной, доминирующей последние 25 лет. За весь год светское общество (о церковном нужен отдельный разговор) по-настоящему обсудило только два вопроса: какие отношения связывали будущего императора Николая II с балериной Матильдой Кшесинской и нужно ли хоронить тело Владимира Ленина. Всего три профессиональные группы осмыслили столетие революции глубоко и качественно: это учёные-историки, сотрудники музеев и журналисты. К последним относятся и «Татьянин день» со «Столом».

 

Как два небольших медиа со скромными ресурсами, мы намеренно выбрали узкую и близкую нам тему ― роль студенчества в революции, чтобы осветить её максимально подробно (напомню, что проект у нас исследовательский, а не пропагандистский). Однако была и имплицитная, подспудная задача: сделать это с христианской точки зрения, но так, чтобы не оттолкнуть нашу аудиторию, которая может относиться к Церкви равнодушно, настороженно или враждебно.

Как же мы поступили и какие инструменты использовали? Во-первых, поставили в центр рассказа человека: центральной частью проекта стали дневники и воспоминания восьми студентов 1917 года. В России по-прежнему распространён взгляд на историю как на последовательность объективных процессов или поле классовой борьбы (напомню, что в Советском Союзе более 70 лет единственной разрешённой философией был марксизм). При таком подходе человеческая судьба неизбежно растворяется в детерминированном потоке событий. А ведь человек для нас ― самое важное: «Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся?» ― говорит Христос (Мф. 18:12).

 

Герои «Студентов революции» ― рядовые участники революционных событий (почти все из них станут знаменитыми, но это будет потом). Каждый описывает происходящее вокруг и делает это честно. Вместе эти свидетельства складываются в потрясающую картину: эйфория и восторг от событий февраля 1917 года, приведших к падению монархии в России, к лету сменяется хаосом и растерянностью, а в октябре ― ужасом. К власти приходят радикалы (большевики), и первоначальные идеалы революции, которые так отстаивали студенты, оказываются попраны. А в конце года главное настроение ― горечь и разочарование.

Вот несколько цитат. Аспирант Петроградского университета Питирим Сорокин пишет в марте 1917 года: «Старый режим рухнул по всей России, и мало кто сожалеет о нем. Все царские служащие от министра до полицейского смещены и заменены людьми, преданными республике, чтобы ни у кого не возникло и тени сомнения в нашем республиканском будущем. В Москве и в Петербурге население радуется и веселится, как на Пасху. [Напомню, что тогда было популярно своеобразное пасхальное приветствие: «Россия воскресе!»] <…> «Свобода! Священная свобода!» ― кричат повсюду и везде поют песни. «Чудесная революция! Революция без крови, чистая, как одеяние безгрешных ангелов!» Последнее сравнение я слышал в толпе студентов, демонстрирующих по улицам».

Он же в сентябре: «Люди бегут из Петрограда тысячами, и действительно, чего бы они оставались в городе, столкнувшись с голодом и убийствами, делом рук большевистских орд? ― Советую тебе тоже уехать, ― сказал мне друг, которого я провожал на вокзал. ― Уезжай как можно скорее, иначе скоро будет поздно».

И он же ― в декабре: «Печать разрушения тяжело легла на Петроград. Вся деловая жизнь замерла. И ночью и днем мы слышали шум стрельбы. Безумие опустошения и грабежей захлестнуло города и даже сельские районы. Армия больше не существовала, и немцы могли идти куда угодно».

На наш взгляд, такое свидетельство лучше любых теорий выражает христианское отношение к революции (ведь революции не остались в прошлом, они происходят и сейчас). Не стоит бросаться в пучину событий, думать, что активные «внешние» действия сами по себе, без внутренних изменений в каждом из нас принесут счастье. Нельзя надеяться только «на князей и на сына человеческого, в котором нет спасения» (Пс. 145).

 

Вторая часть нашего проекта ― серия видеороликов о современном студенте, который рассказывает о себе и мире вокруг. Он показан в повседневной одежде и окружении, не читает заготовленный текст, а размышляет вслух. Молодые люди, наши читатели, могут отождествить с ним себя. Он не говорит о своей вере прямо, но она выражается в том, как он оценивает происходящее, какие выводы делает из катастрофы столетней давности. Как Вергилий у Данте, он сопровождает читателя в путешествии по 1917 году.

«Один из главных кошмаров революции ― [в том,] что она провозгласила относительность всего, ― рассуждает наш современник. ― [Стало] неважно, что ты делаешь ― важно, для чего ты делаешь. Раньше было "не убий": у Моисея нет скрижалей, где есть список исключений, кого убивать можно. А в революцию этот список был сделан: да, убивать плохо, но если ты прикончишь буржуя ― это хорошо».

 

Православные студенты присутствуют и в фотопроекте «Портрет студента» о современных воспитанниках вузов, которых читатель может сравнить с их сверстниками ― учащимися столетней давности.

Мы также сделали специальную подборку «Святые студенты Революции» ― фотографии и краткие биографии людей, которые тогда были студентами, а сейчас причислены к лику святых. На сегодня нам известно о пятерых, из них четверо ― новомученики Российские, ещё один ― святитель Русского Зарубежья Иоанн Шанхайский.

Сайт содержит множество сопутствующих материалов. Прежде всего, это интервью с ректорами российских вузов (трое представляют светские университеты и институты, четверо ― духовные академии и ещё двое ― духовные семинарии Русской Православной Церкви). Глав университетов мы спрашивали, что они будут делать, если революция случится завтра, руководителей семинарий и академий ― почему до революции многие семинаристы становились атеистами и революционерами (вспомним хотя бы Иосифа Сталина), и может ли такая ситуация повториться сегодня. Затем мы провели три опроса в стенах вузов, спрашивая студентов, когда закончилась русская революция (ответ, на самом деле, нетривиальный), кем они себя видят в 1917 году и находят ли параллели между тогдашними и нынешними событиями. Здесь получился весьма интересный разброс мнений: от «в 1917 году я вижу себя закладывающим взрывчатку под стены церквей» до «если бы я жил в те времена, я был бы уже трупом». Мы также подготовили материалы о том, что читали студенты предреволюционной поры и что знают нынешние студенты о своих предках в 1917 году. Наконец, привлекли статистические данные, придав им несколько игровую форму. Когда читатель узнаёт, что средний студент революции имел средний рост 168 см, вес ― 59 кг, шанс дожить до 30 лет ― 38%, страдает от революционной горячки, любовной тоски и кишечного расстройства, это не только приближает его к героям проекта, но и помогает «переварить» большой объём сложной информации, делает ей яркой и нескучной.

Наш подход проявился и в выборе экспертов. Из шестерых пятеро были православными, хотя мы выбрали их не по конфессиональному признаку, а потому, что их мнение интересно нам, релевантно для светского общества и представляет разные оттенки идеологической палитры.

 

Ещё один важный аспект ― «упаковка» контента. Сайт создан с помощью популярного в 2017 году конструктора Tilda Publishing ― лаконичного, интерактивного и визуально выразительного. Использовано минимальное количество цветов: чёрный, белый, красный как символ революции. Специально для проекта нарисованы иллюстрации (по замыслу художника, это как бы рисунки из дневника студента 1917 года), написана музыка, создающая тревожное и напряжённое настроение, а избранные тексты (фрагмент воспоминаний писателя Бориса Зайцева и стихотворение Александра Блока) прочитал профессиональный актёр.

Мы считаем, что «Студенты революции» ― один из удачных мультимедийных проектов о 1917 годе. Он вполне сопоставим с проектами таких медиагигантов, как компания «Яндекс» («1917. Свободная история»), информационные агентства ТАСС («Столкновение с бездной») и РИА Новости («Великая Русская революция»), газета «Коммерсантъ» («От империи к советам»), хотя наши возможности несравнимы. У нас не было рекламы, так что аудитория сайта с октября 2017 по июнь 2018 года составила несколько тысяч человек. Но, несмотря на эти скромные показатели, смеем утверждать, что наш проект востребован. Его презентации прошли в восьми городах, о нём пишут в прессе и блогах, материалы сайта используют в своих работах студенты, причём не только российские ― например, я получил письмо с благодарностью от магистрантки Европейского гуманитарного университета в Вильнюсе. И эта востребованность сохранится, потому что никто до нас не делал медиаресурса о студентах 1917 года, и никто не сможет сделать после нас, проигнорировав наш опыт.

 

Таким образом, проект раскрывает уникальную, сложную и до сих пор болезненную тему с христианской точки зрения. В то же время читателю не бросается в глаза, что сайт сделан православными СМИ. Зато, долистав до конца и перейдя по ссылкам на «Татьянин день» и «Стол», человек может удивиться, задуматься и начать постепенно менять отношение к православию и Православной Церкви.

В этом, полагаю, и состоит смысл нашей работы. Конкретные формы и методы миссии могут меняться, но евангельский взгляд на происходящее актуален и интересен всегда. «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут», ― говорит Христос (Мк. 13:31). Умение адекватно донести Его непреходящие слова до аудитории и должно отличать христианские медиа.

Спасибо вам за внимание!

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале