Япония сжигает мосты, чтобы построить другие

Власти Японии уверены, что мирное соглашение с Россией окажется дорогой к процветанию. Поэтому главы государств обсуждают строительство настоящих дорог между Россией и Японией. Подробности ― в материале, подготовленном в рамках совместного проекта «Татьянина дня» и отделения «Международная журналистика» Школы журналистики имени Владимира Мезенцева в Домжуре.
 
Фото: Regrus.ru 

Премьер-министр Японии Синдзо Абэ заявил о готовности Японии обсуждать вопрос о мирном договоре на основе декларации 1956 года, отметил 15 ноября президент РФ Владимир Путин во время Восточноазиатского саммита в Сингапуре.

В 1956 году СССР и Япония подписали Совместную декларацию, в которой рассматривалась возможность передать Японии острова Шикотан и Хабомаи в случае заключения полноценного договора. По словам Путина, документ был ратифицирован обеими странами в национальных парламентах, но «Япония отказалась от этих договоренностей». «Поскольку всё это долго тянулось… Советский Союз тоже отказался от дальнейшего исполнения», ― замечает российский президент.

На Генеральной Ассамблее ООН в Нью-Йорке 25 сентября Синдзо Абэ заявил, что подписание мирного договора между Японией и Россией поспособствует миру и процветанию в Северо-Восточной Азии: «Мы должны решить территориальный вопрос между Японией и Россией и заключить мирный договор между нашими странами. Как только будет заключен японо-российский мирный договор, мир и процветание Северо-Восточной Азии обретут более надежную основу» (цитата по японскому изданию The Mainichi).

Выступая в сентябре на пленарном заседании «Дальний Восток: расширяя границы возможностей» в рамках Восточного экономического форума (ВЭФ) во Владивостоке, Президент России Владимир Путин предложил заключить мирное соглашение между Россией и Японией «без всяких предварительных условий».

Позиция Японии по вопросу о мирном соглашении неизменна ― правительство выступает за решение проблемы принадлежности четырех Курильских островов: Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи.

 
Подписание Совместной советско-японской декларации в 1956 г.   

Отсутствие мирного соглашения уже более семидесяти лет затрудняет отношения между Россией и Японией. Но правительства обоих государств согласны в необходимости заключения договора.

Россия и Япония уже несколько лет обсуждают крупный экономический проект построения мостов между материковой частью России и Сахалином, а также Сахалином и Японией. Это может стать одним из факторов «процветания Северо-Восточной Азии», о котором говорил японский премьер-министр, подтверждая важность мирного соглашения.

Речь идет о железнодорожном мосте, соединяющем Сахалин с материком, и об автомобильном между Сахалином и Японией. Синдзо Абэ предложил обсудить проект на пленарном заседании ВЭФ. Владимир Путин согласился, что это «существенным образом раскроет потенциал портов Сахалина». И добавил: «Нужно понять объем перевозок. В этом смысле нам крайне важно наладить сотрудничество с остальными регионами».

Строительство мостов главным образом направлено на развитие экономики. По данным РЖД, до 30 миллионов тонн угля из общего объема перевозок можно будет перевозить в направлении портов Сахалина с помощью железнодорожного перехода (информация по изданию РИА Новости).

В интервью телеканалу «МИР 24» Олег Кожемяко, недавно покинувший пост губернатора Сахалинской области в пользу новой должности губернатора Приморья, сказал о том, что контейнерные перевозки, которые могли бы поступать в Европу через автомобильный мост, «существенным образом» повлияли бы на экономику. Он также добавил: «Для сахалинцев это очень значимый мегапроект, который уже на протяжении столетия нужен и важен для острова, чтобы чувствовать себя единой страной и не испытывать на себе удорожание стоимости жизни в целом».

 
 Фото: Regrus.ru 

Факт возведения мостов вызывает и негативные оценки. Новость прокомментировал руководитель общественной организации «Экологическая вахта Сахалина» Дмитрий Лисицын в региональном информационно-аналитическом журнале «Сахалин P.S.»: «Везде на Дальнем Востоке, где с полной нагрузкой работают угольные порты (Ванино, Восточный, Находка и Посьет) есть гигантские экологические проблемы: в радиусе многих километров все покрыто слоем угольной пыли. <…> С этим столкнулись и сахалинцы, например, жители Невельска и Шахтерска очень страдают от этой напасти. Масштаб загрязнения угольной пылью прямо пропорционален объемам перевалки угля».

С другой стороны, руководитель энергетического отдела российского отделения Greenpeace Владимир Чупров пояснил слушателю Школы журналистики им. Владимира Мезенцева, что распространение угольной пыли будет зависеть от перегрузок: «Если железная дорога не будет предполагать перегрузок, то пыление в том виде, которое есть в той же Находке, будет исключено».

Мирный договор между Японией и Россией, возможно, поспособствует развитию экономики. Остаётся открытым вопрос экологической проблемы, особенно острый в период стремительного загрязнения и оскудения природы.

На протяжении полутора веков Курильские острова неоднократно переходили от одной страны к другой. Первые официальные российско-японские отношения были закреплены в Симодском Трактате о торговле и границах 1855 года. По этому документу острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи отходили Японии. Остальные острова признавались российскими, а Сахалин ― совместным владением Японии и России. В 1875 году страны подписали Санкт-Петербургский договор об обмене территориями, по которому Япония отказалась от Сахалина, а Россия ― от всех Курильских островов. После русско-японской войны 1904-1905 годов все Курилы и южная часть Сахалина перешли Японии. После Второй мировой войны все острова полностью стали владениями СССР, однако Япония настаивает, что четыре южных острова остаются под её суверенитетом.

В 1956 году СССР и Япония подписали Совместную декларацию, в которой Советский Союз рассматривал возможность передачи Японии двух островов Курильской гряды в случае подписания полноценного договора. Но СССР аннулировал взятые на себя обязательства после подписания в 1960 году договора о безопасности между США и Японией.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале