Куда идёт поток времени?

Еще один год уходит. Еще раз готовимся мы встречать с надеждой и страхом неизвестное будущее. Еще раз мы как бы останавливаемся на минуту и раздумываем о смысле этой всегда текущей, всегда уходящей жизни, о том, куда ведет нас этот таинственный поток времени.

В конце прошлого века большой русский философ и поэт написал свою знаменитую строчку: «Смерть и Время царят на земле…» И тут же прибавил: «Ты владыками их не зови». И в этом кажущемся противоречии между двумя строчками заключена вся глубина, весь трагизм человеческого существования на земле.

Действительно, не только все течет, ускользает, уходит, но и каждый уходящий час приближает нас к таинственному и кажущемуся таким страшным в своей бессмысленности обрыву. Каждый из нас может сказать о себе словами эпиграфа к лермонтовскому «Мцыри»: «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю». И, пожалуй, нет человека, который хотя бы раз в жизни, наедине с собой, в страшную своей простотой и беспощадной правдивостью минуту не спросил себя: «Зачем жить, если есть смерть, если вся жизнь — сплошное стремление обладать тем, чего все равно не удержишь, желание того, что все равно выпадет из наших мертвых рук?» Этот ужас знал Генрих Гейне, написавший: «Мы всё спрашиваем, спрашиваем, пока комок глины не заткнет нам рот, но разве это ответ?» И иногда кажется, что суета, наполняющая Mip, надрывная декламация о построении какого-то лучшего Mipa, бесконечная борьба за власть, бессмысленное преследование одних людей другими — все это только средство заглушить в человеке подспудное знание о том, что «Смерть и Время царят на земле». Люди боятся тишины, одиночества, углубления в себя, потому что там им открывается правда слов Льва Толстого: «И после глупой жизни придет глупая смерть».

Вот почему на последних своих высотах вся наша культура, все наше искусство пронизаны печалью. Вот почему там, где человек по-настоящему задумался, — там нет уже места бравурным призывам, ложной бодрости, фальшивому оптимизму программ. Христос плачет над умершим другом Лазарем, и весь Mip отзывается слезами расставания и разлуки. Может быть, мы и Новый год встречаем с нарочитым шумом и гамом, заливая эту встречу вином, прикидываясь веселыми и беззаботными именно потому, что при бое часов на секунду разверзается перед нами черная бездна, в которую все мы несемся, и чем дальше, тем быстрее. И так ясна становится правда тютчевского стиха: «Кто смеет молвить до свиданья сквозь бездну двух или трех дней?» <...>

В любви нет страха, — восклицает любимый ученик Христа Иоанн, — но совершенная любовь изгоняет страх (1Ин. 4:18). Весь Mip пронизан страхом — страхом смерти прежде всего. И только тот, кто любит, свободен от страха, ибо уже отдал себя, отдал свою жизнь и имеет ее в другом. И когда Христос возвещает людям жизнь вечную, когда Церковь каждый год радостно воспевает: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ», речь идет не о каком-то биологическом чуде и не о языческом царстве теней, где бессмертные души томятся в бесплодной вечности. Речь идет о чуде любви, о победе над смертью той Любви, которая так любила, что отдала Себя смерти, саму смерть наполнив любовью, и тогда затрепетала смерть, и гроб стал живоносным гробом, и вошло в Mip неслыханное, невероятное обещание: «Воскреснут мертвии, и востанут сущий во гробех, и вси земнороднии возрадуются». Любовь не только крепка, как смерть, но в поединке со смертью оказывается сильнее. Сначала смерть поглощает Христа, думая, что здесь -конечное ее торжество. Но твердыня небытия не знает, что Отдавший ей Себя сделал это из любви, а потому изнутри преодолел страшное разделение, разлучение и распад. Если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна (1Кор. 15:17), — говорит апостол Павел. Но Он воскрес, и стало возможно жить в Mipe, побеждая его той любовью, что сильнее смерти. Стало возможно не спрашивать ни о чем, зная, что главный ответ на все — любовь, что ею преодолевается страх и что в тех, кто отдали себя любви, уже царствует вечная жизнь. Ибо, как сказал тот же Владимир Соловьев, «нет отрады не отдавшему себя».

Встречая Новый год, некоторые гадают. Но гадать не нужно, ибо будущее закрыто от нас. Мы ничего не знаем, мы не смеем «молвить «до свиданья» сквозь бездну двух или трех дней». Но одно мы можем знать в совершенстве: отведены ли нам дни, недели или же долгие годы жизни, умрем ли мы в этом беспощадно надвигающемся новом году или через много-много лет, мы можем наполнить любовью, претворить в любовь все, что нам дано, и в этой любви иметь уже здесь и сейчас ту вечную жизнь, которую «уготовал Бог любящим Его» (ср.: 1Кор. 2:9).

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале