Выходит первый художественный фильм о Джоне Р.Р. Толкине

Фильм представляет историю молодых лет писателя, которому предстояло стать классиком эпического фэнтези и написать одну из самых влиятельных книг XX века «Властелин колец». Его литературному успеху предшествовало раннее сиротство, статус школьного изгоя, военная служба и единственная на всю жизнь любовь.
Кадр из фильма «Толкин» 

В мае 2019 года состоится премьера первого художественного фильма о писателе-христианине, профессоре и авторе трилогии «Властелин Колец» Джоне Р.Р. Толкине, сообщает The Christian Post.

В основе сюжета лежит история взросления Толкина. Он родился в 1892 году в Южной Африке. С трех лет жил в Англии. В 1908 году, во время учебы в школе имени Короля Эдуарда, Толкин встретил свою музу и будущую жену Эдит Мэри Бретт. В 1911 г. вместе со своими друзьями он организовал кружок любителей литературы «Чайный клуб и Барровианское общество». После окончания Оксфордского университета Толкин ушел в армию и участвовал в Первой мировой войне, в частности в Битве на Сомме в 1916 году. В то же время он начал работать над созданием вымышленного мира Средиземья.

Главную роль в фильме сыграл 29-летний Николас Холт (Nicholas Hoult), известный по роли Зверя в картинах «Люди Икс». Жену и музу Толкина — Эдит Братт, которая стала прообразом эльфийских принцесс в трилогии «Властелин колец», сыграла Лили Коллинз (Lily Collins).

В фильме также задействованы Колм Мини (Colm Meaney), Энтони Бойл (Anthony Boyle), Том Глинн-Карни (Tom Glynn-Carney), Женевьев О’Райли (Genevieve O'Reilly) и Крэйг Робертс (Craig Roberts).

Режиссером картины стал финский режиссер и актер Доме Карукоски (Dome Karukoski), а сценарий написали Дэвид Глисон (David Gleeson) и Стивен Бересфорд (Stephen Beresford).

 
Николас Холт 

О начале работы над биографической драмой компании Fox Searchlight Pictures и Chernin Entertainment объявили ещё в 2013 году. Ещё один байопик о Джоне Толкине готовили продюсеры кинотрилогии Питера Джексона «Властелин колец» Боб Шайе и Майкл Линн. Фильм под названием «Средиземье» тоже хотели посвятить молодым годам писателя и его отношениям с Эдит Мэри Бретт. Но после 2016 года об этой картине не было никакой информации.

Классик эпического фэнтези

Толкин рано осиротел: отца он не помнил, а мать, Мэйбл, скончалась, когда Рональду было 12 лет. По завещанию его опекуном стал духовник матери, отец Фрэнсис Морган (она перешла из протестантизма в католицизм, из-за чего протестантская родня порвала с ней отношения).

Впоследствии Толкин писал: «Я видел своими глазами (еще не вполне понимая) героические страдания моей матери и ее раннюю смерть в крайней нищете, — мать-то и привела меня в Церковь».

Любовь к языкознанию маленькому Джону привил священник Френсис Морган, у которого он и его младший брат воспитывались после ранней кончины матери. Впоследствии Толкин вспоминал: «Я видел своими глазами (еще не вполне понимая) героические страдания моей матери и ее раннюю смерть в крайней нищете, — мать-то и привела меня в Церковь».

 
Джон Толкин в 1916 году 

Когда началась Первая мировая война, Толкин ушел на фронт добровольцем. В качестве радиста он участвовал в знаменитой битве на Сомме. Пережитое нашло отражение в его романе: «Мой Сэм Скромби, — писал Толкин, — целиком срисован с тех рядовых войны 14-го года, моих сотоварищей, до которых мне по человеческому счету было куда как далеко».

Толкин убедил перейти из протестантизма в католицизм свою будущую жену Эдит Бретт. Эдит и Рональд прожили вместе всю жизнь и очень любили друг друга. Свое отношение к жене Толкин отразил в легенде о Берене и Лютиен в «Сильмариллионе».

У Рональда и Эдит родились три сына, Джон, Кристофер и Майкл, и дочь Присцилла. Джон стал католическим священником. Майкл и Кристофер участвовали во Второй мировой войне, один как зенитчик, другой — как летчик. Первые главы «Властелина колец» Толкин отправлял сыновьям на фронт.

В 30 лет Толкин стал профессором англосаксонского языка, потом — английского языка и литературы в Оксфордском университете. «Властелина колец» он начал писать на обратных сторонах экзаменационных листов своих студентов.

Весь мир знает его как автора «Властелина колец», «Хоббита» и «Сильмариллиона», а между тем основной его деятельностью была лингвистика. Среди его научных трудов — Толковый словарь английского языка, научные работы по средневековому эпосу «Беовульф», подготовка издания трех среднеанглийских памятников: «Гавейн и Зеленый рыцарь» (Sir Gawain and the Green Knight, совместно с Эриком Гордоном), «Руководство для затворниц» (Ancrene Wisse) и «Сэр Орфео» (Sir Orfeo). Толкин даже «дописывал» утерянные стихи знаменитой «Старшей Эдды», сборника древнеисландских мифов ХIII века.

Толкин придумал несколько языков — например, квенья (язык «высоких эльфов»), синдарин (язык «серых эльфов»), кхуздул (тайный язык гномов). Еще в детстве, самостоятельно изучая англосаксонский, древненорвежский, он стал сочинять свои собственные языки и писать на них стихи. Впоследствии Рональд так сказал об этом увлечении, из которого вырос мир «Властелина колец»: «Моя длинная книга — это попытка создать мир, в котором язык, соответствующий моей личной эстетике, мог бы оказаться естественным».

Джон Толкин с семьёй 

Толкин был глубоко верующим человеком, ревностным католиком. «Если вы не верите в своего Бога, вопрос “В чем состоит цель жизни?” задавать бесполезно: ответа на него нет», — писал он. И хотя в его романах принципиально отсутствует слово «Бог», некоторые критики называли «Властелина колец» «консервативным и до ужаса христианским».

Толкин перевел книгу Ионы для издания т. н. Иерусалимской Библии.

Не без его влияния стал христианином Клайв Льюис, сделавшийся впоследствии известным апологетом, автором книг «Хроники Нарнии», «Письма Баламута», «Просто христианство» и др.

«Властелин колец» — одна из наиболее популярных книг ХХ века. Она имела необыкновенный успех сразу после публикации, а в 1960-х годах начался настоящий «толкиновский бум». В Англии и в США роман перепечатывали почти каждый год. Он дал импульс развитию жанра фэнтэзи и ролевого движения.

На сегодняшний день «Властелин колец» переведен на 38 языков.

Права на экранизацию романа были проданы Толкином в 1968 году, но киноэпопея появилась только в 2001 году. В декабре 2012-го на экраны вышла первая часть кинотрилогии по другому произведению Толкина — «Хоббит», где описывается история, предшествующая событиям «Властелина колец».

Экранизации Толкина, забытые и неснятые

Для большинства зрителей Средиземье сводится к фильмам Питера Джексона. Однако за полвека созданный Толкином мир неоднократно мог воплотиться — и воплощался — совсем по-другому.

Впервые проект мультфильма по «Властелину колец» замаячил на горизонте в 1957 году, когда о трилогии не слышал никто, кроме избранных ценителей высокого фэнтези. С предложением экранизировать трилогию к Толкину подступился знаменитый поклонник, коллекционер научно-фонтастических книг, писатель, актёр, продюсер Форрест Дж. Акерман.

Форрест Акерман — человек, который так и не снял «Властелин колец» 

Восторгов по этому поводу Толкин не выказал. Во-первых, он с недоверием относился к экранизациям в принципе. Во-вторых, веру Толкина в то, что кто-то способен переложить его тексты на язык медиа, сильно подкосила глупая, с его точки зрения, радиопостановка BBC по мотивам «Хоббита».

Тем не менее Толкин счёл, что раскрутка трилогии не помешает, и согласился обсудить проект. Акерман представил Толкину сначала художественную концепцию, а потом и сценарий. Итоговый продукт должен был совмещать рисованную и кукольную анимацию с игровым кино (что для 1957 года было смело) и идти три часа с двумя перерывами. Толкину пообещали, что в фильме не будет никакой диснеевщины (её он очень не любил).

Художники ориентировались на рисунки Артура Рэкхема, который проиллюстрировал множество английских детских книг и добрался бы до Толкина, если бы не умер в 1939 году.

Художественная концепция Толкину понравилась. Однако сценарий Мортона Грэйди Циммермана он раскритиковал — в именах встречались ошибки, диалоги были ужасны, герои беспробудно пользовались магией.

Главное же — из сценария исчезло всё то, что относилось к моральному выбору героев. На это Толкин пойти никак не мог. Другим существенным пунктом, по которому стороны не пришли к согласию, были деньги: фактически Толкин должен был подарить свою книгу студии. Проект Форреста Акермана так и остался проектом.

Иллюстрациями Артура Рэкхема вдохновлялись многие художники.
Он один из тех, кто сформировал привычные нам образы эльфов, гномов и троллей 

В 1964 году продюсер Уильям Л. Снайдер, купивший права на экранизацию и «Хоббита», и «Владстелина колец», заказал полнометражный мультфильм по мотивам «Хоббита» американцу Джину Дичу. За считанные месяцы до того «Властелин колец» наконец начал обретать заслуженную популярность. Толкин разрешал издавать трилогию лишь в твёрдых обложках, что ограничивало читательскую аудиторию, и, когда издательство Ace Books выпустило контрафактный тираж в мягкой обложке, разразился скандал. Однако именно книги стали расходиться огромными тиражами. Мир заговорил о Средиземье.

Джин Дич обращался с «Хоббитом» очень вольно: он сочинил новые песни, поменял героям имена. Более того, ввёл нового персонажа — принцессу, которая идёт вместе с гномами и хоббитом к горе и в финале выходит замуж за Бильбо. Написание сценария заняло год.

Также он вставил в сценарий элементы из трилогии в надежде, что однажды снимет и сиквел. Кроме того, Дич хотел быть новатором: он намеревался скомбинировать двухмерную анимацию с 3D-фонами.

Между тем Снайдер запросил у студии 20th Century Fox слишком много денег и получил отказ. Сценарий Дича так и остался сценарием.

Через несколько месяцев Снайдер заказал Дичу 12-минутный мультфильм — в контракте не уточнялось, что фильм должен быть полнометражным.

За месяц они сняли первого в мире «Хоббита». За дизайн героев отвечал знаменитый чешский художник Адольф Борн. Кадры рисовались буквально под камерой, саундтреком к фильму стала нарезка из мелодий для кино, написанных композитором Вацлавом Лидлом.

«Хоббита» показали публике всего один раз в маленьком зале на Манхэттене Права на «Властелина колец» остались у Снайдера, и в том же году он перепродал их за сто тысяч долларов. После «премьерного» показа 12-минутная экранизация «Хоббита» считалась утраченной, однако в 2011 году сын Уильяма Снайдера отыскал плёнку на складе отцовской компании Rembrandt Films. В январе 2012 года мультфильм появился на YouTube.


В главных ролях — The Beatles

В 1969 году права на книги Толкина приобрела студия United Artists. Вскоре был задуман самый фантастический и легендарный проект экранизации «Властелина колец» — с участниками группы The Beatles в главных ролях и Стэнли Кубриком («Лолита», «2001: Космическая одиссея», «Сияние») в качестве режиссёра.

В 2002 году сэр Пол Маккартни рассказал об этом на церемонии вручения «Оскара» Питеру Джексону. Маккартни должен был играть Фродо, Ринго Старр — Сэма, Джордж Харрисон — Гэндальфа, ну а Джон Леннон рвался изобразить на экране Голлума. Кубрик решил, что проект неподъёмен. А Толкину идея битловского «Властелина колец» от режиссёра «Лолиты» претила настолько, что он завернул проект.

Позднее United Artists предложила снять один фильм на основе трилогии режиссёру Джону Бурмену, которого прославили драмы «Выстрел в упор», «Ад на Тихом океане» и «Избавление». Бурмен вступил в переписку с Толкином и в итоге создал семисотстраничный сценарий. Однако проект заглох, потому что студии не дали под него денег.

Через несколько лет Бурмен использовал спецэффекты, которые разрабатывались под «Властелина колец», на съёмках «Экскалибура» по «Смерти Артура» Томаса Мэлори.

До первой приличной экранизации «Хоббита» Толкин не дожил четырёх лет. 27 ноября 1977 года на американском канале NBC прошла премьера мультфильма Артура Рэнкина-младшего и Жюля Бэсса. Его сняли добротно и с уважением к оригиналу.

 
 «Хоббит» Рэнкина и Бэсса: Гоблин и Бильбо 

Работу над «Хоббитом» вели пять лет, фильм обошёлся в пять миллионов долларов. Манерой прорисовки фильм слегка напоминает иллюстрации того самого Артура Рэкхема. Однако над «Хоббитом» работали японцы со студии Topcraft, впоследствии всем коллективом перешедшие в Ghibli к Хаяо Миядзаки. В частности, за анимацию отвечал Тору Хара, будущий продюсер «Навсикаи из долины Ветров», «Небесного замка Лапуты», «Тоторо», «Могилы светлячков» и «Ведьминой службы доставки».

Технически «Хоббит», как и «Возвращение короля», и «Последний единорог» тех же режиссёров — японское аниме. Его номинировали на «Хьюго», но он проиграл «Звёздным войнам».

На следующий год режиссёр Ральф Бакши, большой поклонник Толкина, представил публике экранизацию «Братства кольца» и (частично) «Двух крепостей». Началось всё с того, что Бакши уговорил продюсера Сола Занца купить права на «Властелина колец», что тот и сделал в 1976 году, основав компанию Tolkien Enterprises (с 2010 года — Middle-Earth Enterprises).

До начала съёмок Ральф Бакши встречался с дочерью писателя Присциллой Толкин и обещал ей быть верным книге. Однако, его «Властелин колец» обернулся катастрофой по всем фронтам. Изначально Бакши хотел снять три фильма по числу книг, но Занц решил, что достаточно будет и кинодилогии.

В первом варианте сценария, написанного Крисом Конклингом, история подавалась с точки зрения хоббита Мерри. Бакши призвал на помощь фантаста Питера Бигла, который несколько раз переписывал сценарий. Бигл придумал и новое начало истории — пролог, в котором рассказывается история колец.

 
Фильм Бакши: рисованные части «Властелина колец» 

Бакши возлагал большие надежды на ротоскопирование: он снимал актёров на чёрно-белую плёнку, раскрашивал их и совмещал с рисованными героями. В числе прочего режиссёр тайком запечатлел артистов в костюмах орков, направлявшихся к столу с едой во время обеденного перерыва, и потом использовал эти кадры в фильме. В итоге Бакши пришлось за два года снять две ленты, игровую и рисованную, что очень измотало съёмочную группу.

Между тем два стиля не слишком сочетались друг с другом: полностью рисованные хоббиты казались куда живее актёров, играющих людей. Когда Ральф Бакши осознал, что совершил ошибку, было уже поздно. К тому же режиссёр ненавидел бравурный, клишированный саундтрек Леонарда Розенмана. Сам Бакши хотел вставить в фильм музыку Led Zeppelin, но Занц ему это запретил.

Бакши сдал первую часть «Властелина» в срок. Однако она провалилась в прокате. Посмотрев на реакцию публики и критиков, Занц решил не связываться с сиквелом.

Хотя Бакши так никогда и не снял вторую часть своего «Властелина колец», его фильм всё же получил своеобразное продолжение. Речь идёт о «Возвращении короля» (1980) — снятом для телевидения мультфильме Рэнкина, Бэсса и той же японской команды аниматоров.

Советский опыт

СССР может похвастать двумя толкиновскими экранизациями. Первая — телеспектакль «Сказочное путешествие мистера Бильбо Беггинса, Хоббита, через дикий край, чёрный лес, за туманные горы, туда и обратно» режиссёра Владимира Латышева с участием актёров из ленинградских театров. В версии «Хоббита», длящейся чуть больше часа, нет ни троллей, ни эльфов, так что герои из Шира сразу попадают в плен к гоблинам, которые тут — в основном артисты балета, танцующие что-то свирепое.

Хоббита играет мастер эпизода Михаил Данилов, Торина — Анатолий Равикович, Голлума — Игорь Дмитриев, в роли автора — Зиновий Гердт.

 
Советский Бильбо 

Телеспектакль был снят в 1984 году и выходил в эфир в рамках передачи «Сказка за сказкой».

Второй и последней попыткой российского кино экранизировать Толкина стал многообещающий, но несбывшийся проект «Сокровища под горой» киностудии «Аргус» (1991, режиссёр Роман Митрофанов) по тому же «Хоббиту». От мультфильма, совмещавшего рисованную и кукольную анимацию, осталось шесть минут вступления. Закадровый Гэндальф голосом Николая Караченцова повествует о времени, когда король гномов Трейн Старший нашёл гору, позднее захваченную Смогом.

Сериалы

Полным антиподом детских мультиков Рэнкина и Бэсса стали девятисерийные финские «Хоббиты» (1993). Режиссёр Тимо Торикка был весьма стеснён в средствах, но хотел при этом экранизировать и «Хоббита», и всю трилогию в придачу. Итог — угрюмый, практически чёрно-белый фильм. Роли Голлума (по-фински он Клонкку) и Арагорна исполнмл один и тот же актёр — Кари Вяйнянен.

 
Финский Горлум по имени Босаргун 

А украинско-российский телесериал «Кольца всевластия» (1998, режиссёр Борис Небиеридзе) творчески перерабатывает «Владстелина колец» в историю о злом царе Карбисе, который решил подчинить своей воле соседей.

Любительские экранизации

Кроме того, существуют ещё любительские экранизации толкиновских текстов — всевозможные апокрифы, пародии и разная самодеятельность. Из апокрифов выделяются два британских приквела к «Властелину колец», оба 2009 года: короткий метр «Охота на Голлума» Криса Бучарда и полнометражное «Рождение надежды» Кейт Мэдисон.

 
Голлум из любительской версии «Властелина колец» студии «Золотая Арда» 

Среди отечественных любительских съёмок — пародийный триптих «Суета вокруг Колец» (2002–2005) Наталии Полянской и длящаяся четыре с половиной часа эпопея «Гибель Властелина Колец и возвращение Государя» (2012) студии «Золотая Арда».

Экранизации книг Джона Р. Р. Толкина о Средиземье до Питера Джексона

Хоббит (The Hobbit), 1966, США
Хоббит (The Hobbit), 1977, США
Властелин Колец (The Lord of the Rings), 1978, США
Возвращение короля (The Return of the King), 1980, США
Сказочное путешествие мистера Бильбо Беггинса…, 1984, СССР
Сокровища под горой, 1991, СССР (не закончен)
Хоббиты (Hobitit), 1993, Финляндия
Кольца всевластия, 1998, Россия-Украина
Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале