«Кинотавр»-2019: Война против измены

В Сочи прошёл 30-й кинофестиваль «Кинотавр». Главный приз крупнейшего национального киносмотра завоевала драма «Бык» режиссёра-дебютанта Бориса Акопова. Мощная история о «лихих 90-х» оказалась самым актуальным и внятным высказыванием на фоне скучных арт-хаусных картин и эротических этюдов разной степени тяжести. Равно как и мужская лента «Большая поэзия» Александра Лунгина, получившего приз за лучшую режиссуру.
Кадр из фильма «Бык»
Тема семьи, измен, кризиса отношений и неспособности близких людей слышать друг другав программе юбилейного «Кинотавра» стала магистральной. Вектор конкурсной программезадалфильм открытия — «Одесса» Валерия Тодоровского. В его центре типичная одесская еврейская семья, где жёны сильнее мужей, мать тиранит дочерей и верховодит всей «мишпухой», а русский зять, приехавший на пару дней оставить сына бабушке с дедушкой, из-за эпидемии холерызадерживается в городе и влюбляется в соседскую девочку-подростка.

Тотальная нелюбовь и неуважение между близкими людьми, а также пресловутый адюльтер были представлены в 11-ти из 15-ти конкурсных фильмов. Юсуп Разыков с камерной лентой «Керосин» и Валерия Гай Германика с арт-притчей «Мысленный волк» затронули тему непонимания и отчуждении между матерью и дочерью. Китаянка Ян Гэ, больше известная как участница телевизионного шоу «Голос»,с картиной «Троица» и Григорий Константинопольский с отчаянно смелой экранизацией пьесы Александра Островского «Гроза» рассказали о классическом любовном треугольнике, на вершине которого — замужняя женщина. В фокусе мелодрамы Ларисы Садиловой «Однажды в Трубчевске», показанной в программе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля, — две семьи, живущие по соседству в одной из сотен тысяч русских деревень. Он — дальнобойщик и женат, она — вяжет на продажу и замужем. Всё, что у них есть — это его рейсы. Попытка соединиться навсегда, оставив прежние семьи, заканчивается провалом.

Кадр из фильма «Sheena667»

Классическая история мужского адюльтера представлена в картинах «Sheena667» Григория Добрыгина и «Давай разведёмся» Анны Пармас. Известный в прошлом актёр, обладатель приза Берлинале, Добрыгин для своего полнометражного дебюта выбрал злободневную тему виртуального секса. Доброго, тихого, работящего героя, живущего скромно в провинции с красавицей женой, «разводит» по полной заокеанская хищница с порно-сайта. Что же касается трагикомедии «Давай разведёмся», здесь речь идёт не о виртуальной привязанности, а о самой что ни на есть супружеской измене. Героиня фильма, успешная врач-гинеколог (Анна Михалкова), сутками напролёт спасаетчужие жизни, порою забывая о самых близких людях. Пока она зарабатывает деньги, супруг, в прошлом талантливый геофизик (Антон Филипенко), выполняет роль домохозяйки и няни. Известие о любовнице оказывается для жены полной неожиданностью. Показ картины сопровождался непрерывным хохотом и аплодисментами зала: опытный сценарист, Анна Пармасдля полнометражного режиссёрского дебюта выбрала в качестве эмоционального ядра историю собственного развода. Насытив картину остроумными шутками и репризами, Пармас превратила трагедию человеческих отношений в уморительный фарс, который для многих женщин может стать настоящим лекарством от душевной боли. Публика присудила Анне приз зрительских симпатий, а профессиональное жюри — отметило призами за лучший сценарий и дебют.

Кадр из фильма «Верность»

Самым радикальным высказыванием на тему семейного кризиса стала «Верность» Нигины Сайфуллаевой. Молодая женщина (опять же гинеколог) замечает, что муж, актёр драматического театра, переживает к ней охлаждение. Сделав неутешительные выводы, дамочка начинает яростно блудить как бы в отместку изменщику, однако вскоре наружу выплывает правда. Сайфуллаева решила не церемониться со зрителем: вместо драматургии и эмоциональных всплесков автор заставляет созерцать яростные сношения героев во всех физиологических деталях. Чрезмерный натурализм и отсутствие сюжетной необходимости натуралистичного секса на экране вызвало жаркие споры в кулуарах. На стороне автора выступили преимущественно критики, увидевшие за откровенным порно глубинные смыслы, в то время как противники столь «искренних» высказываний возмутились их неоправданностью. Жюри отметило ленту специальным дипломом команде «За безграничную веру актёров в режиссёра».

На фоне однотипного псевдоэротизма и сумбурных скучных трактатов на радость киноведам особняком стояли две внятные, жёсткие мужские ленты — «Большая поэзия»и «Бык». Сослуживцы по Донбассу Виктор и Лёха работают в одном из столичных ЧОПов, охраняя мусорные свалки и инкассируя банковские машины. Лёха пишет отличные стихи, но не поэт, Виктор в душе романтик, но еговирши далеки от настоящей поэзии. Жизнь загоняет парней в угол, и каждому приходится делать непростой выбор. Картина покорила публику мощью высказывания и актёрскими работами, одна из которых была отмечена призом за лучшую мужскую роль. Актёр Александр Кузнецов, исполнитель роли Виктора, появился сразу в трёх конкурсных фильмах, но именно в «Большой поэзии» его харизма стала структурообразующим элементом.

Кадр из фильма «Большая поэзия»

Однако главным бриллиантом конкурсной программы оказался мощный дебют режиссёра Бориса Акопова «Бык», повествующий о судьбе молодых ребят, чьи судьбы разрушены катком 90-х. Картина Акопова — отнюдь не ретро-фильм, но предупреждение о том, что может ждать нас завтра, если сегодня отважные парни гибнут в уличных драках, защищая безоружных прохожих, и слово «беспредел» вновь становится обиходным.Главный герой фильма Антон Быков — хороший парень, любящий мать и сестру, — вынужден браться за рискованные дела, чтобы прокормить семью. В иных обстоятельствах он мог бы стать кем угодно, но в историческом контексте конца ХХ векаон лидер одной из городских преступных группировок.Трагический финал здесь неизбежен.

Главную роль исполнил молодой артист Юрия Борисов, получивший известность благодаря фильму «Т-34». Его кинопартнёр Александр Петров после показа «Быка» восторженно крикнул: «Борисов лучший!». Сам Акопов признался, что его картина — сплетение собственных воспоминаний детства, рассказов отца — следователя по особо важным делам, а потом частного юриста, и книги Николая Модестова «Москва бандитская». Благодаря искренности, динамичному изложению материала, актёрским работам и мощной режиссуре, лента сразу завоевала симпатии критиков, получив не только главный приз, но и награду за лучшую операторскую работу.Кажется, после нынешнего фестиваля российский кинематограф обрел ещё одного молодого и талантливого автора.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале