Читалка философа Алексея Ляпустина: мушкетеры и сыщики, Платон и Кьеркегор, Достоевский и Толстой

К чему может привести увлечение мушкетерами? Какие философские книги заинтересуют любого читателя? Станет ли современная литература классикой? Рассказывает Алексей Ляпустин, старший преподаватель философского факультета МГУ.
 
Я читаю и в метро, и на работе, но предпочитаю дома, в спокойной обстановке, где никто не мешает, в одиночестве. В целом стараюсь читать как можно чаще, в любое свободное время, поэтому и между парами люблю листать книги. По тематике они, как правило, связаны с моей профессией, то есть это философские труды. Приходится иногда заставлять себя читать, но и наслаждения этот процесс не лишён. Всё зависит от цели и книги, что у меня в руках. Я человек «старого поколения», мне больше по вкусу бумажные носители, а не электронные. Но против них ничего не имею: они удобны, и в интернете выбор больше, чем в обычном книжном магазине.

У меня есть небольшая домашняя библиотека. Например, собрание серии книг «Философское наследие». Но задачи коллекционировать я никогда себе не ставил — я просто собираю то, что мне интересно, не имея определенной системы.

Жанры предпочитаю самые разнообразные. Например, сейчас я читаю «Ужас философии» Юджина Такера. Книга занятная, связана с теневой стороной философии. Меня очень привлекло название, которое даже имеет отношение к тому, чем я занимаюсь профессионально, то есть к проблеме иррационального в философии. Недавно заинтересовался средневековой христианской мистической литературой Средних веков там эта проблема представлена очень ярко. А в юности я любил читать детективы, мне до сих пор нравится Конан Дойл. Увлекался я и историческими, приключенческими романами: зачитывался Жюлем Верном, обожал Дюма. Несколько раз перечитывал «Трех мушкетеров», да и всю тетралогию. Эта книга попалась мне в подростковом возрасте и до того поразила, что мы с приятелем записались в секцию верховой езды и пытались выучить французский язык.

 

Романы Федора Достоевского

Если смотреть на всю художественную литературу, то, наверное, мой любимый писатель — Достоевский. Его романы я перечитываю с особенным удовольствием. Больше всего мне нравятся «Братья Карамазовы», на второе место поставил бы «Идиота». Далее – «Преступление и наказание», «Бесы» и «Подросток».

Первый раз я прочел «Карамазовых» в студенческие годы. Это действительно та книга, в которой каждый раз видишь новое. Конечно, на мою точку зрения влияют и философские взгляды писателя, статьи о нем, но это произведение для меня поистине многогранно.

 

Философский топ

Если говорить про философские труды, я бы выделил нескольких авторов, чьи мысли заинтересуют любого.

Так, например, затрагивает за живое Платон. Он исследует разнообразные темы, но особенно увлекательно читать его рассуждения о любви и о душе. Если бы был рейтинг, то я бы присудил Платону третье место.

На второе выйдет Сёрен Кьеркегор. Работы датского философа несут на себе сильнейший отпечаток его противоречивой натуры. «Афоризмы эстетика» или «Дневник обольстителя» обязательно привлекут неподготовленного читателя легкостью языка и красотой стиля. Он основоположник экзистенциализма, интереснейшего философского направления. Пьесы, повести и романы Сартра и Камю, французских экзистенциалистов, относятся равным образом к литературе и философии и пользуются неизменным спросом у читателей.

На первом месте моего философского топа «Исповедь» Льва Николаевича Толстого. Она написана простым языком, но мне кажется, что те вопросы, что возникают у Толстого, появляются у каждого. Все люди – философы, ведь осознанно или неосознанно мы задаемся вопросом о смысле жизни. Именно «Исповедь» позволяет провести параллели между размышлениями, сомнениями и переживаниями автора с собственными.

 

Современные течения

Если говорить про русскую литературу ХХ века, то меня привлекает проза Сергея Довлатова, Венедикта Ерофеева, Виктора Пелевина. Пожалуй, эту литературу уже можно назвать классикой. Но что касается ультрасовременной литературной традиции, то здесь большой вопрос, имеет ли она шансы стать классикой. Я думаю, что имеет и что уже становится. Современники часто недооценивают новые течения, но на них обращают внимание следующие поколения. Сложно понять, в каком направлении сейчас всё движется. Мне кажется, что современная литература в большинстве своем, — это философия без истины, мир вещей без соотнесения с идеей, и эта тенденция немного пугает. Хорошая, качественная литература должна быть талантливой, только тогда у нее есть будущее.

Подготовила Елизавета Орлова

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале