Зачем медиаграмотность «поколению Z»

Каким будет «поколение Z» и какие навыки работы с медиа надо воспитывать в школе? В чём здесь роль родителей, а в чём — образования? Ждёт ли нас «один сплошной Интернет» или футуристические прогнозы чрезмерны? Эти и другие вопросы обсудили в минувший вторник участники круглого стола в Российской академии образования.
 

Открывая дискуссию, декан факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, член-корреспондент РАО Елена Вартанова отметила, что сейчас понятие «медиа» гораздо шире, чем СМИ, и профессиональные журналисты больше не занимают в этой сфере лидирующего места. Цифровая среда — новое пространство жизни молодёжи, и поэтому частью бытовой грамотности должна стать медиаграмотность. Сегодняшний родитель должен объяснять ребёнку не только на какой свет светофора переходить улицу, но и как искать информацию в интернете и защитить персональные данные.

На кризис традиционной школы обратил внимание главный редактор «Учительской газеты» и директор АНО «Школьный пресс-центр» Арслан Хасавов. Статистика говорит, что родители всё меньше доверяют государственной системе образования: популярность домашнего образования ежегодно растёт на 100%. В школе будущего нужны профильные классы по журналистике, кружки и студии, где детей будут обучать работе с медиа, уверен Хасавов. Но такие студии прямо связаны с личностью руководителя, и если учитель-энтузиаст уходит из школы, работа кружка постепенно сходит на нет. Чтобы поддержать учителей, ведущих школьные пресс-центры, кружки по журналистике и профильные классы, главный редактор «Учительской газеты» предложил учредить для них специальную премию. Эту инициативу поддержал и секретарь Союза журналистов России Роман Серебряный.

Практическим опытом поделилась директор школы №1253 Наталья Акулова. По её мнению, медиаграмотность нужна всем ученикам вне зависимости от профиля. Реализовать обучение медиаграмотности удалось в рамках программы «Учебный проект», но помимо базовыхнавыков детей интересуют медиа как будущая профессия, и школа нашла возможность дать им предпрофильное образование. В следующем году в школе №1253 состоится первый выпуск профильного класса по журналистике. Если хотя бы десять выпускников выберут профессию журналиста, усилия учителей были не напрасны, считает Акулова. Основной задачей она считает обеспечить присутствие рядом с ребёнком такогоучителя, у которого захочется учиться, а учитель, в свою очередь, должен быть заинтересован в своём предмете. Спрос на медиаобразование есть не только у детей, но и у старшего поколения, отмечает директор школы № 1253.

 

Нужно со школьных лет понимать, что такое работа журналиста, и показать ребёнку, в чём именно эта работа заключается, чтобы потом не было разочарований и выгорания, подчеркнула руководитель мультимедийного центра «Замоскворечье» Динара Аблихарова. Как куратор мультимедиа-образовательных практик, она рассказала о программе профессиональной подготовке в рамках сотрудничества школ и колледжей. Туда можно записаться с 5 класса и в течение двух лет учиться на фотографа, звукорежиссёра или оператора (в крайнем случае — на оператора ЭВМ), а в конце получить диплом. Главным результатом программы Динара Аблихарова считает счастливых родителей.

Результаты социологических опросов родителей и учителей представила профессор факультета журналистики МГУ Татьяна Фролова. Как оказалось, не все родители считают важным уделять внимание проблемам медиаграмотности, а вот учителя, даже старшего поколения, в целом хорошо относятся к интернету. Однако если родители считают, что уделяют достаточное внимание общению с детьми на важные для них темы, то учителя видят проблему в том, что детям дают мобильный телефон и на этом считают свою задачу выполненной.

Недавнюю статистику «Лаборатории Касперского» напомнила доцент факультета журналистики МГУ Мария Аникина: в среднем ребёнку дарят первый гаджет в три года. Дети с ранних лет растут в медиасреде, но картина медиапотребления у них размыта: им сложно ориентироваться в огромных потоках информации, а их рассказы о пользовании интернет-ресурсами носят обрывочный характер. Кроме того, медиапотребление вытесняется созидательной активностью - детям и подросткам хочется самим создавать контент в соцсетях, и здесь нужен взрослый, который поможет им в этом, считает Мария Аникина.

 

В дискуссии после выступлений спикеров приняли участие педагоги, исследователи и журналисты. Корреспондент «Российской газеты» Ксения Колесникова предложила начинать работу не со школьников, а с родителей, ведь именно от них зависит формирование медиаграмотности у детей. Напротив, главный редактор портала об образовании «Мел» Надежда Папудогло возразила, что сегодня вертикальные связи разрушены и нужно строить горизонтальные. Если работать с родителями, то не через институции, а через рассылки, которые они смогут читать в удобное для себя время.

По результатам круглого стола Елена Вартанова предложила создать при одном из отделений РАОПроблемный совет по вопросам медиаграмотности.

Фото Ясмин Бани Одех

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале