«В СССР не бывает аварий из-за оборудования». Судьба заместителя главного инженера Чернобыльской АЭС

Алла Николаевна Колодяжная, жена чернобыльского ликвидатора, в прошлом медицинский работник в Полтавском СИЗО и лечащий врач заместителя главного инженера Чернобыльской АЭС Анатолия Дятлова, поделилась воспоминаниями об этой трагической фигуре.
 
 Анатолий Дятлов 

Мне выпала честь общаться с Анатолием Степановичем Дятловым, интереснейшим человеком. Когда я работала врачом больницы для осужденных при Полтавском СИЗО, к нам неоднократно поступал пациент Дятлов с воспалением лёгких на фоне лучевой болезни, с лучевым ожогом ног, полученным при ликвидации аварии на ЧАЭС, и со сложным нарушением сердечного ритма. Мы проводили длительные курсы стационарного лечения, в результате которых наступало улучшение.

Со слов Дятлова я узнала некоторые вещи, которыми и хочу поделиться. Сегодня его уже нет в живых, но память о нем осталась. Но вопрос — какая? Некоторые считают его ужасным человеком, по вине которого произошла авария в Чернобыле, в то время как другие не согласны с этой позицией. Я не берусь переубеждать кого-то или доказывать что-то, просто хочу рассказать, что знаю я.

Дятлов стоял у истоков эксплуатации Курской АЭС, был профессионалом в этой сфере. Он настаивал, что при строительстве самой Чернобыльской АЭС и непосредственно четвертого энергоблока было допущено большое количество погрешностей, так как сдать объект нужно было досрочно, к новому 1983 году. Все это было выявлено в период эксплуатации. Дятлов все понимал и предполагал, что авария неизбежна, писал доклады Горбачеву, но они остались без ответа. Как оказалось позднее, проектировщики еще за десять лет до аварии выявили недостатки АЭС, которые и привели к катастрофе.

По словам Анатолия Степановича, авария произошла исключительно из-за неудовлетворительных характеристик реактора. Все их действия были регламентированы эксплуатационными документами, которые существовали на 1986 год. Никаких нарушений они не сделали. Он как-то сказал такую фразу: «На нас столько наговорили, что как будто мы инструкции изучали только для того, чтобы все сделать наоборот». Реактор взорвала, по его мнению, именно аварийная защита, которая обязана была заглушить реактор, но сработала как запал атомной бомбы.

 

Он очень эмоционально вспоминал о том, как произошел сам взрыв и какие последствия понес этот роковой день, сколько унёс людских жизней. Сначала был мощный удар, после чего всё здание затрясло, замигало множество аварийных сигналов. Он был в недоумении, ничего не предвещало беды. Персонал долго пытался понять, что же произошло. В тот день пострадали многие. Валерий Ходемчук стал первой жертвой при взрыве, его придавило обвалившимися конструкциям.

Дятлов с сарказмом говорил, что в Советском Союзе не происходило аварий из-за плохого оборудования — виноват был только оперативный персонал. Другого суда быть и не могло. Несмотря на то, что Дятлов получил большую дозу радиации, лучевую болезнь, он был осуждён и отбывал наказание в колонии общего режима в Полтавской области.

Свой рассказ я хотела бы закончить его словами, которые запали мне в душу: «Тысячу раз я анализировал свои поступки в тот день. И всё, что было возможно, мы выполнили».

Материал подготовлен студентками факультета журналистики МГУ Дианой Мамоновой и Соной Рустамовой в рамках проекта «Чернобыль. Рассказ о том, как все было. Без цензуры, без прикрас, только правда» 

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале