Верую в Yesterday

Сколько песен The Beatles вы можете спеть? Полагаю, не менее трех, хотя бы на уровне припева. Сыграть на гитаре и спеть ― это уже сложнее, но представьте, что отныне все, что вы можете вспомнить из творчества неистовой ливерпульской четверки, и есть The Beatles. Вернее, не The Beatles, а ― вы!

Именно в такой странной ситуации оказывается незадачливый и не слишком преуспевающий ― да что там, просто отстойный, хотя и не лишенный голосовых данных ― музыкант Джек Малик (Химеш Патель), который в результате глобального блэкаута и столкновения с автобусом попадает в странную параллельную реальность, в которой люди не курят сигарет, не пьют кока-колу и не слушают The Beatles. Не потому, что не хотят, а потому, что этих предметов просто нет! Представляете, как можно поправить свою музыкальную карьеру, если нет ни Let It Be, ни All You Need is Love, не записан ни «Белый альбом», ни «Клуб одиноких сердец Сержанта Пеппера», ни даже суперхит Yellow Submarine никому неизвестен?

Первыми «жертвами» таланта Джека становятся его друзья, а именно менеджер-водитель и тайная муза Элли (Лили Джеймс) и человек-неприятность, вечный раздолбай Роки (Джоэль Фрай). Милая девушка Элли типично английской наружности давно ждет, когда сердце или разум Джека проснется и станет замечать хоть что-то, кроме струн, аккордов и количества зрителей. И только окунувшись в мир чистогана, наживы и большого шоу-бизнеса, Джек понимает, что потерял он, когда разошлись их с Элли дорожки. А окунаться в большой мир с незнакомыми никому песнями The Beatles Джек будет под горе-менеджментом Роки, который изрядно добавляет в картину юмора и непосредственности.

 

Конечно, идея с параллельной реальностью не слишком нова. Все мы со времен «Секретных материалов» и появления теории кротовых нор с легкостью можем представить себе хоть какую реальность: и где есть искусственный интеллект, и где есть инопланетяне, и что угодно еще. Но вот такую реальность, где нет ― и не чего-нибудь, а главной рок-группы планеты! ― кажется, еще никто не придумывал. Кстати, именно сценарист Майкл Кертис придумал мистера Бина, именно он написал основу для фильма Спилберга «Боевой конь», именно он снял комедии «Реальная любовь» и «Рок-волна», угодив как влюбленным в английскую классику домохозяйкам, так и повернутым на рок-музыке контркультурщикам.

Мощным двигателем проекта Yesterday стал и режиссер картины, Дэнни Бойл. И самая признанная и оскароносная его картина «Миллионер из трущоб» (2008), и недавно прогремевший на экранах смазливый байопик «Богемская рапсодия» Брайана Сингера, и обсуждаемый нынче фильм выстраиваются в интересный иллюстративный ряд того, как взаимодействуют культуры востока и запада на территориях бывшей Британской империи. В «Миллионере из трущоб» бедный мальчик из Мумбаи чудом сохраняет жизнь как будто бы для того только, чтобы выиграть миллион в международном интеллектуальном шоу. В «Богемской рапсодии» беженец-парс, которого все принимают за пакистанца, завоевывает сначала британскую, а затем и мировую рок-сцену, привнеся новую эмоциональную волну в музыкальный поток. В Yesterday лавры четырех работяг-британцев достаются Джеку Малику, простому индийскому парню, родители которого (реально супружеская пара Санджив Бхаскар и Мира Сайал) не могут даже дослушать до середины «новый хит» их сынишки под названием Let It Be!

 

Действительно, чем руководствовались создатели фильма, когда выбирали главного героя, которого алчный продюсер Дебра (Кейт Маккиннон) с убийственной прямотой характеризует как мешковатого, сутулого, ужасно одетого молодого человека? Наверное, именно такой далекий от идеальности исполнитель нужен, чтобы наглядно показать волшебную силу искусства, которая превращает неуверенного аутсайдера в настоящего короля сцены. Хотя король этот постоянно осознает «голость» перед лицом вечности, и слава великой четверки, свалившаяся на одного человека, может раздавить кого угодно, а не только робкого заштатного сочинителя.

Замечательное камео в картине у британского музыканта Эда Ширана: случайно услышав на улице битловские песни в исполнении Джека Малика, он приглашает безызвестного парня в свой ― внимание! ― московский тур. Да, стоит заметить, что у фильма совместное производство Великобритании, России и Китая, так что внимания такому хиту, как Back in USSR, явно больше, чем какому-нибудь французскому «Мишель», а ценители родного увидят кадры с настоящей Москвой.

В общем, Yesterday ― далеко не вчерашний день в кинематографе: после относительно реалистичной и наполненной музыкальным драйвом «Богемской рапсодии», после куртуазно-завирального «Рокетмена», причудливо повествующего о становлении Элтона Джона, Yesterday рассказывает хоть и небывалую историю, но под интересным углом, при этом наполненную настоящей, живой музыкой The Beatles. Все песни в фильме Химеш Патель исполнил сам, и хорошо, что никому не пришло в голову их перепевать и дублировать.

 

Настоящим подарком для битломанов станет персонаж актера Роберта Карлайла, а именно Джон Леннон, не убитый в расцвете сил, а спокойно живущий на красивом морском побережье. Оказывается, что ливерпульская четверка была и в этом искаженном мире, но не достигла никаких успехов, а парочка странных пожилых фанатов распавшейся в начале пути группы благословляют Джека Малика на популяризацию их творчества. Волнующая встреча потерянного в пространстве звездного рокера с пожилым и умудренным Джоном Ленноном, давно как забывшим про свои гитарные опыты, становится переломным моментом не такого уж короткого фильма.

Почти два часа пролетают незаметно, оставляя послевкусие сказки и светлой мечты. А дальше ― добро пожаловать в реальную жёлтую подводную лодку, то есть творчество великой британской группы. 

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале