В храме мученицы Татианы представят книгу о преподобном Давиде Гареджийском

Преподобный Давид Гареджийский почитается в Грузии наравне со святой равноапостольной Ниной и Георгием Победоносцем. Он является одним из родоначальников монашества в Грузии.
 

8 ноября 2019 года в домовом храме святой мученицы Татианы при МГУ имени М.В. Ломоносова состоится презентация книги «Преподобный Давид Гареджийский» с участием автора-составителя протоиерея Иоанна Каледы, настоятеля храма Живоначальной Троицы на Грязех у Покровских ворот.

Отец Иоанн расскажет о замысле своей книги и о почитаемом в Грузии святом, о том, как в VII веке отцы-сирийцы пришли в Иверию утверждать христианство, и о «московской» традиции почитания преподобного Давида.

Книга отца Иоанна стала итогом пастырского служения, научных исследований и паломнических поездок.

Начало в 19.30. Вход свободный.

Протоиерей Иоанн Каледа

Будущий священник Иоанн Каледа родился в Москве в 1954 г. в семье научного сотрудника (позднее отец принял сан священника и получил звание профессора). Окончил среднюю физико-математическую школу № 2 г. Москвы. В 1977 г. окончил 1-й Московский медицинский институт имени И.М. Сеченова по специальности «лечебное дело». Работал в учреждениях системы здравоохранения.

В 1990 г. стал прислуживать в храме Спаса Преображения в Тушине у протоиерея Федора Соколова. В 1994 г. рукоположен во диакона, а в 1995 г. —в сан иерея.

В 1996 г. назначен временно исполняющим обязанности настоятеля храма Живоначальной Троицы на Грязех, а с 1997 г. — исполняющим обязанности настоятеля.

В 1999 г. закончил Московскую духовную семинарию.

В 2009 г. возведен в сан протоиерея.

 
 Протоиерей Иоанн Каледа. Фото: Hse.ru 

С 1995 г. несет послушание в храме иконы Божией Матери «Споручница грешных» при Краснопресненской пересыльной тюрьме, в 2003 г. назначен старшим священником этого храма.

В 2003 г. награжден серебряной медалью «За укрепление уголовно-исполнительной системы» Министерства юстиции.

В 2006 г. патриархом Московским и всея Руси Алексием «во внимание к трудам на ниве духовного просвещения заключенных» награжден орденом преподобного Сергия Радонежского III степени.

В 2000-х гг. несколько раз принимал участие в крестных ходах Москва — Владикавказ — Тбилиси — Мцхета.

В 2001 г. с сестрами Марфо-Мариинской обители сопровождал партию гуманитарного груза в Итум-Калинский погранотряд в Аргунском ущелье.

Является заведующим сектором пограничной службы Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами.

Один из родоначальников монашества в Грузии

Духовником и наставником преподобного Давида был Святой Иоанн Зедазнийский. Спустя два века после начала проповедования христианства в Грузии святой Нино, преподобный Иоанн, по повелению Божией Матери, привел сюда из Сирии 12 монахов, для поддержания в жителях Иверии (так в то время называлась Грузия) православного христианства и формирования монашеской жизни по антиохийским правилам. Одним из 12 монахов был Давид Гареджийский.

Спустя три года преподобный Давид направился в Грузинскую столицу — Тифлис (Тбилиси). Его учеником стал один из местных жителей — Лукиан, также впоследствии прославленный в лике преподобных. Вместе они поселились на склоне горы, обустроили себе кельи в пещерах и соорудили небольшую часовенку, где непрестанно молились. Эту гору в народе называют Мтацминда (Святая Гора).

 
 Образ преподобного Давида Гареджийского 

Отсюда преподобный Давид и Лукиан раз в неделю по четвергам сходили с горы к жителям и проповедовали Евангелие. Многих из местного населения монахи обратили в христианство.

За это на них ополчились язычники и другие противники христианства. Решив избавиться от Давида, они заплатили беременной незамужней женщине, чтобы та обвинила его в прелюбодеянии. Огнепоклонники надеялись, что люди сами захотят выгнать старца из города как великого грешника.

Однако на суде младенец в животе матери на вопрос преподобного Давида: «Я ли твой отец?», ответил: «Нет, не ты». И назвал истинного виновника греха матери. После этого перед ошеломленными жителями клеветница родила камень. Разгневанный народ забил её камнями. С тех пор это место получило название «квашвети» («Родившая камень»). С этим событием также связано возведение церкви Квашвети (церковь святого Георгия) в центре Тбилиси.

Давид, опечаленный казнью клеветницы, испросил у Бога живительный источник, и на горе Мтацминда забил родник целебной воды, которая заполнила грот на склоне горы, где жил святой. К источнику до сих пор прибегают грузинские женщины, чтобы помолиться о продолжении рода и избавиться от женских недугов.

После этих событий Преподобный решил совсем удалиться от мира. Он опустил на воды Куры свою монашескую мантию и со своим верным учеником Лукианом поплыл на ней, как на лодке. Поселились они на юго-востоке от Тбилиси в суровой Гареджийской пустыне.

Здесь Давид повстречал инока, который уже давно жил в пустыне, — преподобного Додо. Они устроили себе обители — каждый соорудил в стене низкое тесное ложе и стали много времени проводить в молитве. Питались подвижники корнями немногих пустынных растений и травой, а жажду утоляли редкой дождевой водой. Сильный зной и мороз лишали подвижников и этой скудной пищи, но по молитвам преподобного, Бог стал посылать к ним трёх самок диких оленей, которых доил Давид. Иноки питались их молоком и делали сыр. В среду и пятницу монахи не вкушали ничего, лишь усердно молились.

Через какое-то время охотники открыли уединённое жилище монахов. Пораженные их праведной жизнью, они разнесли молву об отшельниках по местным окрестностям. Многие из жителей остались в пустыне вместе с преподобным Давидом, видя его святость. Со временем число учеников праведника росло, и преподобный благословил устроить на горе монастырь. Вскоре вокруг обители святого образовалось несколько келий и киновий (общежитий), в которых обосновались его ученики.

В скором времени в скале рядом с пещерами отшельников появилась первая церковь, названная в честь Преображения Господня. Её соорудил араб Бубакар. Сначала он вознамеривался погубить святого за то, что тот попросил сохранить жизнь птице, за которой охотился Бубакар. Но рука охотника стала неподвижной и, изумленный этим чудом, он раскаялся и уверовал в Бога. Он попросил Давида также вылечить его сына. После чудесных исцелений, Бубакар крестился сам и крестил всех, кто с ним жил. 

 
 Монастырь прп. Давида Гареджийского в Грузии 

Чуть позднее, воспитанник и последователь преподобного Додо построил напротив лавры монастырь Додос Рка в честь Пресвятой Богородицы, а Лукиан — монастырь Натлис-Мцемели в честь Иоанна Крестителя.

Спустя несколько лет, когда все обители были обустроены, Давид решился осуществить свою давнюю мечту, и отправился с несколькими монахами для поклонения к Гробу Господню.

Давид попросил своих попутчиков сотворить молитву за него у Гроба Господня, а сам, после глубоких покаянных молитв и слез, подобрал, как память о Святой Земле, камень, который валялся на земле, и двинулся в обратный путь.

По прибытии в свою обитель, Давид положил доставленный камень в храм. Многие верные христиане исцелялись при прикосновении к этому благодатному камню из самого Иерусалима. Камень хранился в церкви Преображения Господня, а после кончины старца, его перенесли к могиле преподобного.

Через много веков, когда начались набеги дагестанцев, камень, вместе с другими святынями вывезли из лавры.

Камень обнаружили в 1811 г. Сейчас святыня находится в Троицком кафедральном соборе в столице Грузии. На праздник преподобного Давида чудотворный «камень благодати» приносят в Преображенский храм в лавру Давида Гареджийского.

Скончался преподобный в 604 году, в день поминовения всех 13-ти сирийских старцев.

Преподобный Давид Гареджийский в Москве

Преподобный Давид Гареджийский в конце ХХ столетия обрел в Москве свой «дом», которым стала церковь Живоначальной Троицы на Грязех, что стоит на Покровке, рядом с Чистопрудным бульваром.

 
Храм Живоначальной Троицы на Грязех у Покровских ворот 

Как рассказывал настоятель Троицкого храма протоиерей Иоанн Каледа, всё началось в 1990-е годы со своеобразного миссионерства Олега Шведова, старосты храма Преображения Господня в Тушино, где служил и отец Иоанн: большой знаток и почитатель грузинских святых, Шведов регулярно привозил в Москву воду из источника преподобного Давида на горе Мтацминда в Тбилиси, стал инициатором молебнов святому в своем храме. И вскоре случаи чудесного исцеления женских недугов и избавления от бесплодия заставили даже закоренелых скептиков поверить в силу предстательства преподобного.

Традицию молитвенного обращения к преподобному Давиду отец Иоанн перенес в Троицкий храм на Покровке, когда был назначен его настоятелем. Молебны начали совершать каждую неделю. Заказали для храма сначала небольшую аналойную икону святого — на тот момент единственную в Москве, впоследствии собрали средства на большой житийный образ. Автором обеих икон стала иконописица Нина Михайловна Носова (позднее принявшая постриг с именем Тихона, насельница Стефано-Махрищского ставропигиального монастыря).

В храме пребывает еще одна икона преподобного — дар наместника Давидо-Гареджийской лавры, а также образ преподобного Иоанна Зедазнийского и двенадцати его учеников, подаренный наместником монастыря Светицховели архимандритом Серафимом.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале