«Новый папа», старый Поленов и молодые зрители

Мой друг смотрит «Нового папу» и пересказывает мне сюжет. Как человек, чей просмотр «Молодого папы» ограничился первой серией, я ценю эпизодическую иронию Паоло Соррентино. Например, эпизод, где соперником Государственного секретаря Ватикана в сцене выборов нового папы оказывается полная его копия в исполнении того же актёра, но без родинки. Или момент, когда дыхание молодого (или старого?) папы — Джуда Лоу — записывают журналисты и транслируют на весь мир по радио. Или реплику: «Это Меган Маркл, сэр. Она не знает, что надеть».
 
 Кадр из фильма «Молодой папа» 

Но в то же время я понимаю, что Соррентино довольно поверхностно прошёлся по всем клише, связанным с Церковью: обет безбрачия католических священников, скандалы с педофилией, гомосексуализм, Wi-Fi и маркетинг в Ватикане, финансовые махинации, ну и монахини и феминизм, конечно.

Если считать Соррентино среднестатистическим нецерковным человеком, смотрящим на Церковь извне, картина печальная. Неужели действительно духовенство и миряне — что католики, что православные — производят такое впечатление, что, как сказал апостол Павел, «ради вас […] имя Божие хулится у язычников»? Или по крайней мере проповедь получается не слишком убедительной. Тогда чья проповедь до сих пор убедительна?

Ответ на этот вопрос я — довольно неожиданно — получила на выставке Василия Поленова в Третьяковской галерее, где вела экскурсию. Я разговаривала с тинейджерами о картине «Христос и грешница». Тинейджеры не знают сюжет, не читали Евангелие и не слышали фразу «Кто из вас без греха, первый брось в неё камень». Если вы подумали, что я осуждаю подростков, вы не правы. С ними безумно увлекательно открывать новое, и стереотипов (в связи с евангельской историей уж точно) у них мало.

Про «Христа и грешницу» я стала объяснять: «Эта женщина — видите, Поленов изобразил её совсем молодой, но она уже замужем — изменила своему мужу. В те времена по закону Моисея полагалось за это закидывать человека камнями. Как вы думаете, что будет, если толпа разгневанных мужчин начнёт кидать в неё камни?»

Тинейджеры недоверчиво косятся в сторону толпы фарисеев на картине: «Она... умрёт?» «Да, и медленной и мучительной смертью. Фарисеи хотят, выражаясь современным языком, Христа подставить. Он должен или сказать им нарушить закон (тогда какое право он имеет учить?) или фактически одобрить казнь этой женщины. Что же Он ответил фарисеям?»

 
Василий Поленов, «Христос и грешница» 

Тинейджеры замолкают, кто-то даже вытаскивает из уха наушник. В наушнике, кажется, Билли Айлиш. Одна девочка с ужасом спрашивает: «Сказал, что надо поступить по закону?» — «Нееет!» Кто-то вспоминает наконец давний урок в воскресной школе. «Он сказал... Он сказал: "Пусть тот из вас, кто без греха, первый бросит в неё камень!"» — «Точно! И как вы думаете, что было потом?»

Тинейджеры первый раз за выставку начинают улыбаться. «А никто не кинул!» — «Они все подумали про себя!» — «Да, правда, они все разошлись».

Тинейджеры снова смотрят на картину и как будто даже представляют себе: вот у этой женщины (что там, у Поленова это девочка совсем) проходит страшное напряжение, разжимаются кулаки и светлеет лицо. Толпа разгневанных фарисеев рассеялась. Они отпустили её! После одной-единственной фразы Христа. Кто-то из тинейджеров рядом со мной выдыхает: «Круууто!»

В такие моменты я думаю о том, что все скандалы с католическими и православными священниками, все сериальные клише и все новые и старые папы мира — даже кинематографические! — бессильны навредить Христу. В конце концов, Его не смогли подставить даже фарисеи. 

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале