Читалка антрополога Станислава Дробышевского: о жизни индейцев и не только

Какая культура более гуманна – европейская или аборигенская? Как жилось белым людям в среде коренных австралийцев? Каково после тридцати лет жизни среди индейцев вернуться к цивилизации? Рассказывает Станислав Дробышевский, доцент кафедры антропологии биологического факультета МГУ.
 
Фото: Allya.ru 

Посоветую несколько интересных, по моему мнению, книг о жизни коренных народов Америки, Австралии и Канады. В них содержатся уникальные свидетельства людей, долгие годы проживших бок о бок с аборигенами. 

 

«Австралийский Робинзон» (Жизнь и приключения Уильяма Бакли, рассказанные Джоном Морганом)

Эта книга — ценнейший этнографический материал, который не имеет аналогов. Рассказ английского каторжника Уильма Бакли, в XIX веке сбежавшего с каторги и более тридцати лет прожившего среди австралийских аборигенов, позже записал его товарищ Джон Морган. Это рассказ о жизни австралийских аборигенов как бы «от первого лица», только записал его не представитель племени, а европеец. Подобный взгляд — одновременно изнутри и со стороны — сам по себе ценен.

Кстати, для аборигенов это был первый контакт с белым человеком. Конечно, к концу этих тридцати лет цивилизация сама подъехала к берегам Австралии. Там начали появляться первые поселения, и Уильям Бакли, условно говоря, вернулся к «своим». Написана книга очень живо, интересно, читается «на ура». Была бы возможность, я бы снял про это сериал в тридцати сериях! 

 

Джон Теннер «Тридцать лет среди индейцев»

История Уильяма Бакли во многом напоминает приключения другого невольного бродяги — американца Джона Тэннера, который также провел тридцать лет среди аборигенов — только не в Австралии, а в Северной Америке. В полном варианте книга называется «Рассказ о похищении и приключениях Джона Теннера (переводчика на службе США в Со-Сент-Мари) в течение тридцатилетнего пребывания среди индейцев в глубине Северной Америки».

Джон Теннер — европеец, которого в детстве похитили индейцы, чтобы «заменить» умершего сына. Он жил в племени в районе Великих Озер, бегал по лесам, гонял бобров, общался с аборигенами. У него появилась семья, дети. Но уже в старости Теннер вернулся в цивилизацию, и с его слов была записана эта чудесная история. В книге содержатся уникальные сведения: про индейцев известно довольно много, но обычно эти факты мифологизированы, романтизированы, представлены в виде вестернов.

Герой был похищен в таком возрасте, когда уже осознавал себя, но, прожив почти всю жизнь среди индейцев, полностью вжился в эту роль. Теннер даже забыл английский язык! В его рассказе отлично переданы отношения индейцев между собой. Действие также разворачивается в самом начале XIX века, во время прихода цивилизации. 

 

Моуэт Фарли, «Следы на снегу»

Эта книга — про северо-канадских индейцев, описание путешествия, которое совершил европейский промышленник Сэмюэл Хирн. Он торговал с индейцами пушниной, объехав всю Канаду. Хирн путешествовал по территориям, где на тот момент еще не ступала нога европейца.

Действие происходит во второй половине XVIII века. Эта книга — такое незапятнанное повествование о жизни первобытных людей. Интересно показаны отношения между племенами, мужчинами и женщинами, взрослыми и детьми. Очень ярко показано, как индейцы охотятся, как используют разные ресурсы в разных экологических средах. Интересно, что после Хирна на тех территориях белые люди появились только через сто лет. Тем не менее, никаких записок эти люди не оставили — так что Хирн сообщает нам совершенно уникальные сведения. 

«Когда все звали меня Га-бэ-би-нэсс — «Вечно Летящая птица», Этнографическая биография Пола Питера Баффало (под редакцией Тима Руфса)

Это история, записанная уже в XX веке. Индеец Питер Баффало родился в 1900 году, и в старости, в 1970-х, решил рассказать миру о жизни своего народа. Этнограф Тим Руфс 15 лет записывал воспоминания Баффало. К сожалению, на русский язык они переведены далеко не полностью.

Питер Баффало был настоящим природным индейцем, кочевал на каноэ по рекам, гонял бобров, но свою жизнь закончил уже в резервации. Он лично наблюдал переход от практически каменного века к современности, с машинами, самолетами и другими чудесами техники. Крайне интересны представления индейца о жизни, его размышления: что лучше — первобытная жизнь или современная? Как он это философски воспринимает!

Особенно интересно сопоставлять эту книгу с предыдущими: с одной стороны, совершенно неконтактные индейцы, которые не видели белых людей, а с другой, — XX век, цивилизация. Когда европейцы описывают жизнь индейцев, они видят постоянную резню, убийства, ссоры. Индеец же наоборот, уверяет: мы мирные, мы добрые, мы всех любим, ни с кем не воюем. Видно, что цивилизация не так плохо повлияла на аборигенов, они подобрели, хотя сами не особенно это осознают.

Эта книга ценна еще и тем, что Га-бэ-би-нэсс был шаманом и очень хорошо знал все воззрения и ритуалы, и, самое главное, практиковал их. Правда, читается достаточно тяжело (по сравнению с предыдущими книгами), так как здесь сохранены особенности речи индейцев. 

 
Жак Картье 

Жак Картье, «Краткий рассказ о плавании, совершенном к островам Канады, Хошелаге, Сагенею и другим, с описанием нравов, языка и обычаев их жителей»

Жак Картье — французский мореплаватель, в XVI веке побывавший на территории нынешней Канады (Хошелаге — это нынешний Монреаль).

Свидетельство Карьте — самое старое описание этой территории. Книга рассказывает об особой группе индейцев-ирокезов, которая потом исчезла.

Конечно, повествование очень сжатое, местами не последовательное, не всегда понятно, о чем идет речь. Но это единственное сохранившееся описание этой группы индейцев, — что добавляет истории особой остроты.

К примеру, там есть описание того, как индейцы снимали скальпы. Сейчас я достаточно регулярно читаю в разных источниках, будто на самом деле индейцы скальпы не снимали, что этому их научили «злобные белые». На самом деле это практиковалось еще в доколумбовой Америке.

Интересно описание добычи вампума. Вампум — это связка из ракушек, которые надо достать с большой глубины. Как это сделать? Индейцы ловили человека из соседнего племени, убивали, делали на нем надрезы, привязывали на веревку и погружали в воду. Ждали. Потом поднимали — и на нем уже были эти ракушки.

Сам подход к описанию очень интересен. Например, описываются белуги и говорится, что у них голова и тело похожи на борзых. Причем в другом месте он сравнивает ее голову с прилипалой. Что общего он нашел между ними? Но для француза XVI века это, очевидно, одно и то же.

Записала Светлана Мамонова

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале