Стартапы студентов засчитают как дипломные работы

В 2021 году такую практику начнут применять в 30 российских вузах.
Фото: Postupi.online
Студенты российских вузов смогут представить свои бизнес-проекты вместо защиты дипломной работы. О планах внедрения такой практики в систему высшего образования сообщили в Минобрнауки.

В рамках проекта специалисты разработают модели сетевых модульных образовательных программ в сфере технологического предпринимательства. Их запуск должен завершиться до конца 2021 года. В 2020 году для участия в пилотном проекте отберут 10 российских вузов, где защитят дипломы по новому порядку не менее 50 студентов. В 2021 году количество таких вузов увеличится до 30, а свои стартапы представят не менее 100 студентов.

Проект «Стартап как диплом» осуществляется в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

Стартап — бизнес, основанный на абсолютно новой идее или решении. Первым стартапом в истории считается компания, организованная в 1939 году студентами Стэнфордского университета Дэвидом Паккардом и Уильямом Хьюлеттом. Проект оказался успешным и позже перерос в полноценный бизнес — Hewlett Packard.

В Министерстве науки и высшего образования рассчитывают, что переход на новые форматы позволит сделать подготовку студентов более гибкой, что будет способствовать увеличению количества занятых в сфере малого и среднего предпринимательства.

«Подготовив бизнес-проект или опубликовав, например, серьезное исследование в хорошем научном издании, выпускник уже демонстрирует высокий уровень подготовки и компетенции, который можно не перепроверять», — приводит «Российская газета» слова министра науки и высшего образования РФ Михаила Котюкова.

При этом необходимо соблюсти несколько условий. Проект должен представлять прикладную научно-исследовательскую разработку или оригинальную и перспективную бизнес-модель, которая создана в рамках конкурса стартапов. В экспертный совет конкурса обязательно должны входить потенциальные инвесторы. К тому же студент должен оказаться в составе команды победителей, а тематика работы — соответствовать образовательной программе.

 
 Фото: biz.censor.net.ua 

Официально засчитывать студенческие стартапы как дипломы, а самым успешным из них выделить государственные гранты для поддержки и реализации их проектов предлагает и Минэкономразвития. У участников конкурса есть возможность получить до 1 300 000 рублей на создание собственного дела.

Отмечается, что большинство вузов используют классический подход при аттестации выпускников. Однако в некоторых из них уже применяется практика презентации собственных бизнес-проектов.

Например, в Московском физико-техническом институте на кафедре технологического предпринимательства разработка собственного стартапа является обязательной частью дипломной работы. В Российском экономическом университете имени Г.В. Плеханова также можно сдать стартап вместо диплома на некоторых направлениях обучения.

Первые защиты

Одним из первых российских студентов, который защитил стартап вместо диплома, стал выпускник Школы экономики и менеджмента ДВФУ Евгений Перельман: два года назад он презентовал свой бизнес-проект по продаже медицинского аппаратно-программного комплекса. Эта разработка серьезно позволяет больным с заболеваниями дыхательных путей.

Проект оказался настолько привлекательным, что нашелся инвестор, готовый вложить в него десять миллионов рублей. Сейчас Евгений — резидент дальневосточного фонда "Сколково" и ведет около 20 проектов.

В 2019 году в качестве диплома в Дальневосточном федеральном университете засчитали стартап студентов Школы естественных наук Даниила Сербиновича и Аркадия Березкина. Их проект по разработке бионического протеза нижней конечности получил инвестиции от Фонда содействия инновациям.

«Рабочий прототип стопы выдерживает человеческий вес и двигается по команде. Есть собственное программное обеспечение. Мы "обучили" модель нейронной сети, которая может предсказывать правильное движение стопы и помогает протезу двигаться естественно. Следующий шаг — создание тестового прототипа», — рассказывал Даниил Сербинович.

Сегодня в ДВФУ уверены: подобный принцип защиты дипломов может сформировать вокруг российских вузов инновационную среду. А запуская собственный успешный бизнес, выпускник подтверждает высокую квалификацию, приобретенную за годы обучения в университете.

 

 
Студенты ДВФУ не только защитили диплом в виде проекта по разработке протеза ступни,
но и получили инвестиции на его развитие. Фото: Роман Савин

За и против

По мнению проректора Высшей школы экономики Сергея Рощина, в этом направлении надо все-таки идти очень осторожно: «Это довольно привлекательная форма выпускной работы, но есть серьезные вопросы. Скажем, как оценивать удачу или неудачу проекта? И нельзя забывать, что мы говорим о дипломе как итоговой работе, после защиты которой получают "корочку" — официальный документ гособразца. Здесь не может быть абсолютной свободы в формате и оценке результатов».

Рощин уверен, что важнее делать стартап не форматом выпускной работы, а одним из принципов обучения в целом. Например, проектный тип обучения — основной в лицее при ВШЭ. Школа дизайна здесь тоже работает по этому принципу.

Тем не менее многие аналитики убеждены: формула стартапа лишь на первый взгляд кажется применимой только к проектам из области информационных технологий, высокотехнологичной медицины, торговли или инженерного дела. Почему? Это всегда творческий подход к воплощению идеи. Поэтому в сфере искусства или педагогики она тоже имеет право на существование.

«С 2017 года возможность защиты диплома в виде стартапа была только у студентов по направлению "предпринимательство". Но в этом году мы готовы принимать бизнес-проекты у студентов технических направлений. Формат защиты не противоречит традиционным требованиям», — отмечает руководитель Школы инженерного предпринимательства ТПУ Степан Хачин.

«У нас есть проект "Специальное инженерное образование" для магистров. Это пять программ, и у каждой есть партнер-заказчик из реального сектора экономики. Магистранты в течение двух лет разрабатывают собственный проект, причем тему им дает именно компания-партнер. Это всегда реальная производственная задача. Такой формат госаттестации наиболее понятен и интересен промышленной кампании», — рассказывает руководитель департамента развития магистратуры СФУ Ольга Осипенко.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале